90. Виды общения
Выделяют следующие виды общения:
«Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности,
Кодекс светского общения:
- вежливость, такт — «соблюдай интересы другого»;
- одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»;
- симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».
Кодекс делового общения иной:
- принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;
- принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;
- принцип качества информации — «не ври»;
- принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;
- «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;
- «умей слушать и понять нужную мысль»;
- «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
Если один собеседник ориентируется на принцип «вежливости», а другой — на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.
Тактика общения — реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения.
Техника общения — совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.
100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ОТВЕТОВ ПО ПСИХОЛОГИИ
экзаменационный