Вопрос 6. Философское понимание бытия и материи
Материя — фундаментальная исходная категория философии, от того или иного ее понимания зависит решение практически всех других философских проблем. От латинского materia — вещество. Это вещественное значение удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике.
Первой ступенью в осознании материальности мира был стихийный материализм. Началом формирования понятия материи явился переход от качественного разнообразия существующих вещей к понятию единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира — первоматерии. Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все качественное разнообразие мира выводилось из
Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего существующего. Так зародилась дискретная картина мира. Она была очень плодотворной для философии и науки в целом. С этой теорией связаны многие открытия в физике (тяжесть, теория теплоты, сохранение вещества…). Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явлений и событий мира на основе взаимодействия атомов. Казалось еще
Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов. Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей вещества. Открытие электромагнитных полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту. Поле — принципиально отличное от вещества состояние материи.
Первоначально поле понималось как окружающее
Все это привело к философскому кризису — «Материя исчезла». Этот кризис связан с утратой представления о материи как о веществе. Изменение массы электрона при изменении условий поля или скорости, ядерные реакции — превращение вещества в энергию. Ужас…
Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Некоторые предали при этом материю забвению = идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с
Был этот мир глубокой тьмой окутан. / Да будет свет! . И вот явился Ньютон Но сатана недолго ждал реванша. Пришел Эйнштейн И стало все как раньше.
Строение материи — физический вопрос. А вопрос об отношении нашего познания к миру — это философская проблема. Поэтому нельзя дать определения центральной категории теории познания как только через ее соотнесение с другой, столь же широкой категорией — сознанием и определением того, что из них берется за первичное. Причем противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать привычным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна.