Вопрос 12. Особенности обыденного и научного познания

Увеличить

Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и об¬щественная практика. Во-первых, познание различается своей глу¬биной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные и научные зна¬ния. Первые не являются результатом профессиональной деятель¬ности и в принципе присущи в той или иной мере любому индиви¬ду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специали¬зированной, требующей профессиональной подготовки деятель¬ности, называемой научным познанием.

Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к становлению физики, химии, геологии и т. д., составляю¬щих в совокупности естествознание. Познание самого человека и общества обусловливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное познание. Весьма специфично религиозное познание, направленное на пони¬мание таинств и догматов религии.

Научное познание, будучи профессиональным видом общест¬венной деятельности, осуществляется по определенным научным канонам, принимаемым научным сообществом. В нем использу¬ются специальные методы исследования, а также оценивается-ка¬чество получаемых знаний на основе принятых научных критери¬ев. Процесс научного познания включает в себя ряд взаимоорга¬низованных элементов: объект, субъект, знание как результат и метод исследования.

Субъект познания — это тот, кто его реализует, т. е. творческая личность, формирующая новое знание. Как уже указывалось, познает мир, в принципе, общество, удовлетворяющее свои по¬требности. Однако научное познание, возникшее на определен¬ном историческом этапе, осуществляется не обществом в целом, а его отдельными представителями, которые в своей совокупности образуют научное сообщество.
Научное сообщество исторически развивается, организуясь в различные социальные и профессиональные формы. Такие фор¬мы многообразны: академии, университеты, лаборатории, иссле-довательские институты и т. д.

Познание различается и своим предметом. Субъект познания — это тот, кто его реализует, т. е. творческая личность, формирующая новое знание. Объект познания — это фрагмент действительности, оказав¬шийся в фокусе внимания исследователя. Объект опосредуется предметом познания, который представляет его с определенной точки зрения, в определенном теоретико-познава¬тельном ракурсе. Если об объекте науки можно сказать, что он суще¬ствует независимо от познавательных целей и сознания ученого, то о предмете познания этого сказать уже нельзя. Предмет познания — это определенное видение и понимание объекта исследования.

Научная истина никогда не лежит на поверхности; более того, известно, что первые впечатления об объекте являются обманчивыми. Познание связано с раскрытием тайны об изучаемом объекте. За очевидным, тем, что лежит на поверхности, наука старается вскрыть неочевидное, объяснить законы функционирования изучаемого объекта.

Познающий субъект — не пассивное созерцательное существо, механически отражающее природу, а активная творческая личность, реализующая в познании свою свободу. Для того, чтобы пробиться к неочевидной истине, познающему субъекту приходится воздействовать на природу, изобретать сложные методы исследования, способные дать ответ на поставленные ученым вопросы о сущности изучаемого объекта, подбирать, если можно так выразиться, хитрые ключи к разгадке тайн Вселенной.

Наука начинается с того, что этот реальный процесс начинает пониматься как движение с ускорением под действием тяжести. Но чтобы создать такой научный и почти очевидный образ, необходимо придумать понятие силы и понятие ускорения.
 

Комментариев нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.