Вопрос 9. Сознание, самосознание, бессознательное
Сознание — сложное системное образование, совокуп¬ность весьма разнородных идеальных процессов — мысли¬тельных, чувственных (ощущения, восприятия, пред¬ставления), эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, ин¬туиции, воспоминания, — достигается за счет таких качеств, как его связность и согласованность. Эти значе¬ния сознания выражают структурные отношения его внут¬реннего мира, позволяют изучать каждый тип структур и процессов в отдельности и взаимодействии.
Сознание пред¬стает в качестве универсальной способности человека при¬обретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизво¬дить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и передавать его от одного поколения к другому. Сознание интегрирует творческие возможности человека, реализу¬емые во всех видах его жизнедеятельности (поиск спосо¬бов существования и свободного развития личности, про¬изводство новых знаний, создание произведений искусст¬ва, вся культуротворческая работа, прогнозирование будущего, принятие решений и др.). Свойства сознатель¬ного, рационального поведения человека определяют от¬личие его образа жизни от образа жизни остальных жи¬вых существ.
САМОСОЗНАНИЕ — осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания — основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (=>
Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствования. И одна из высших форм работы самосознания — попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни.
Главные функции самосознания — это познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни (-> самосовершенствование; самоосмысление). Хотя, конечно, этим не исчерпываются все формы работы самосознания.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — 1. Совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношениями к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями:
- непосредственное эмоциональное вчувствование;
- идентификация;
- заражение эмоциональное;
- объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по
каким-то существенным признакам. Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит выражение в ранних формах познания ребенком действительности и в первобытном мышлении, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом восприятии (-> восприятие субсенсорное), в непроизвольном запоминании и прочем; а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются.