Вопрос 19. Судьба диалектического метода
Диалектика включает три основных закона:
- Количество переходит в качество
- Отрицание отрицания.
- Единство и борьба противоположностей.
Теоретический метод диалектики, бывший общенаучным, уже во времена Ленина потерял это значение. Современная космология обходится без этого метода. В среде Гуманитарных наук так же появились новые методы: феноменология и герменевтика.
Феномен — в переводе с греческого то, что явля¬ется. В нашем случае речь идет о том, что явилось в
Гуссерль недоволен жестким (как, например, у Канта) проти¬вопоставлением субъекта объекту. При таком противо¬поставлении преувеличивают либо значение субъекта (что приводит к субъективизму), либо объекта (что приводит к натурализму). Субъективизм приводит к психологизму, полагают, что содержание науки бе¬рется исключительно из сознания. Натурализм пони¬мает сознание как пассивное отражение реальности, а меж¬ду тем оно активно. Правильная точка зрения состоит в том, что в явлениях сознания субъект и объект да¬ны в их соотносительности. Эпохе, феноменологическая редукция, интен¬ция. Внешний для человека предмет дается ему в ощу¬щениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание не закончено, а только начинается. Теперь наступает черед специальной работы сознания. Не навсегда, а на время надо внешний мир «заключить в скобки», воз¬держаться от поспешных суждений о нем (такое
Герменевтику часто оп¬ределяют как способ философствования, центром ко¬торого является интерпретация, понимание текстов. Это соответствует тому обстоятельству, что в герменев¬тике языку уделяется огромное внимание. Тем не ме¬нее содержание герменевтики много шире приведенно¬го определения.
Основные положения герменевтики
Соберем воедино главное из предыдущего, перечис¬лим основные положения герменевтики и ее термины:
- Бытие
человека-в-мире . - Соотносительность человека и мира (вещей).
- Заброшенность человека в мир, его забота, страх, временность.
- Потаенность вещи, ее сокрытость.
- Философия как вопрошание.
- Преодоление потаенности вещи и ее самораскры¬тие как истинность.
- Горизонты человека и вещи.
- Понимание как слияние границ человека и вещи.
- Герменевтический круг.
- Понимание как интерпретация на основе образо¬вания, вкуса, таланта, вовлеченности в традиции
ин-терпретатора . - Историчность интерпретации.
- Сближение герменевтики с поэтикой.
- Главное дело человека — понять суть дела.