Мечтать не вредно

Увеличить

В кризис надобность в вашей профессии отпала и вас сократили? Самое время задуматься о новой. Но сначала включите фантазию.

Непробиваемая броня

Сергей Ключников — типичная жертва финансового кризиса. До осени прошлого года он работал PR-менеджером в небольшой мебельной фирме. В октябре 2008-го, когда продажи компании упали наполовину, его уволили — гендиректор посчитал, что функции Ключникова может выполнять директор по маркетингу. Уже почти год Сергей — профессиональный безработный. Каждое его утро начинается с просмотра job-сайтов — он надеется увидеть отклики на свое резюме. Несколько раз в неделю Ключников выезжает на собеседования, причем порой ему приходится посещать те уголки Москвы, которых он раньше всячески избегал: Марьино, Бирюлево, Капотню и Нагатинский затон. В процессе поиска Ключников несколько раз менял свои требования. Сначала он хотел оклад, как минимум, не меньше, чем на последнем месте работы (около 50 тыс. рублей), затем снизил планку до 40 тыс. рублей, затем до 30 тыс. Сейчас он готов работать даже за 20 тыс. — лишь бы хватало на квартплату и пропитание. Однако столь радикальное снижение финансовых аппетитов не дает никаких плодов — Сергей до сих пор так и не получил ни одного предложения о работе.
Кажется, проблема Ключникова в том, что он не понимает сути нынешнего кризиса. Сергей с завидным упорством бьет в одну точку — он хочет вернуться в свою профессию и ищет работу, связанную с public relations. Это не самая хорошая стратегия.
Дело в том, что кризис — это не просто временный спад на рынке, после которого все отрасли экономики вернутся в прежнее состояние. Как утверждает автор книги «Гранулярность роста» высокопоставленный менеджер McKinsey&Co Свен Смит, сейчас происходит глобальное перераспределение ценностей между экономическими нишами — деньги перетекают из одних сегментов экономики в другие.
Для прямолинейных карьеристов типа Ключникова это очень плохая новость. Честно говоря, пиарщик из Сергея был никудышный. Проведя четыре года в отрасли, он не научился ни находить общий язык с журналистами, ни грамотно создавать видимость работы для начальства. Если бы его считали важным сотрудником, то, наверное, не уволили бы из всех трех компаний, в которых он трудился. Оставаться на плаву (и даже немного расти) ему помогало лишь одно: медиаотрасль, которая его кормила, в преддверии кризиса, как это принято говорить, динамично росла. Поэтому в тесно связанной со СМИ PR-индустрии были востребованы любые специалисты, даже те, кто ничего не умел. Однако кризис положил на лопатки традиционные СМИ — сейчас многие сомневаются, что рекламные продажи газет и журналов когда-либо вернутся на прежний уровень. Соответственно, огромная армия пиарщиков ныне не нужна и едва ли будет нужна в будущем. Так что, даже если у Сергея Ключникова получится вернуться в профессию, он едва ли сможет рассчитывать на огромную зарплату в будущем. Поэтому с его стороны было бы разумнее пересмотреть свой подход к карьере. Ведь есть же и другие стратегии.

Картечный снаряд

Первая из них — принцип картечного снаряда. Его суть в том, что нужно выбирать себе профессию с максимально возможным количеством смежных сфер.
Лев Десятов всю жизнь мечтал «делать кино». Поэтому, окончив университет, он особо не раздумывал, куда идти работать. Конечно же, в кинокомпанию. Несколько лет Лев проработал редактором сценариев и заслужил на этом поприще очень неплохую репутацию. Но кризис все испортил — продюсеры заморозили большинство проектов, и Лев оказался без любимого занятия. Но, как оказалось, ненадолго. На одном из сайтов по поиску работы он случайно наткнулся на подходящую ему по требованиям вакансию сценариста компьютерных игр. Лев начал целенаправленно искать предложения в этой области и вскоре нашел себе работу, которая позволила ему увеличить свой доход по сравнению с докризисными временами. В отличие от оцепеневшего в ожидании конца кризиса кинобизнеса индустрия видеоигр сейчас демонстрирует очень хороший рост.
Конечно, тот факт, что выбранная Львом профессия позволила ему реализовать себя в другой области рынка, — это скорее случайность, чем результат сознательного планирования. Но кто мешает подумать об этом заранее?

Протей

Вторую стратегию можно назвать принципом Протея. Так звали древнегреческое морское божество, которое могло принимать любой облик. Суть принципа состоит в том, чтобы добиться максимальной личной гибкости и научиться быстро осваивать любую новую деятельность.
Леонид Князев, как и герой нашей первой истории, Сергей Ключников, по профессии пиарщик. В кризис его тоже сократили. Однако он не стал биться о неприступные скалы и быстро переквалифицировался ни много ни мало в телеоператоры. Леонид основал маленькую студию, которая обслуживает свадьбы, корпоративные мероприятия и т. д. Единственным сотрудником студии поначалу был он сам. Потом у Князева появился партнер. Как говорит Леонид, бизнес приносит больший доход, нежели прочая работа. «Я просто подумал, смогу ли я быть успешен в этом, — говорит Леонид. — Сказал себе, что смогу, и начал работать».
Маленький мысленный эксперимент, который проделал Леонид перед тем, как заняться новой деятельностью, и есть ключ к успеху. Как утверждает автор книги «Обретая Я» профессор INSEAD Эрминия Ибарра, самое важное в выборе второй карьеры — это фантазия. Для того чтобы правильно подобрать себе другую профессию, нужно научиться смотреть на себя с разных точек зрения, представлять самого себя в самых разных ролях. Фантазируя о том, что вы могли бы делать, кроме вашей профессии, вы, рано или поздно, найдете подходящую для себя новую карьеру. Это как раз тот случай, когда мечтать не вредно.
 

Источник: http://www.rabota.ru
Комментариев нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.