Оценка персонала при наборе в ногтевую студию
Кадры — одна из самых важных основ успеха деятельности любого предприятия,
В индустрии красоты наступает пора профессионалов, многие клиенты ногтевых студий и салонов красоты все более требовательны и подготовлены.
Оценка перспектив развития предприятий индустрии красоты, как отрасли обслуживания человека, показывает, что в дальнейшем на этом рынке будут успешно развиваться студии и салоны, которые предоставляют своим клиентам высокое качество услуг, полностью выполняют и даже превосходят пожелания клиентов, создают комфортную для посетителей психологическую атмосферу в своей студии (салоне). Все эти моменты зависят напрямую от коллектива предприятия — от «команды».
В каждой ногтевой студии (салоне красоты) есть клиенты «внешние» и «внутренние». «Внешние» — это те люди, кому оказываются услуги в Вашей студии (салоне), «внутренние» — ваши сотрудники и специалисты.
Следует не забывать, что ваши сотрудники являются также клиентами вашей студии (салона), только «внутренними». И удовлетворенный «внутренний» клиент может помочь достичь удовлетворения «внешнему» клиенту.
Что же может дать директору студии дружный, профессиональный коллектив?
Прежде всего — это:
- удовлетворенные и преданные студии клиентов,
- постоянное повышение доходности предприятия.
Многие руководители знают, что хорошую команду нельзя найти, ее можно только создать. Как это сделать?
Помните! Научить хорошо работать можно многих, если у них есть желание. А вот изменить характер взрослого человека почти невозможно. Поэтому не стоит заниматься перевоспитанием сотрудников, а лучше отбирать «своих», помогать им в развитии и получать от работы с ними удовольствие.
Как же правильно искать и отбирать персонал в ногтевую студию (салон красоты)?
При наборе сотрудников в ногтевую студию (салон красоты) руководитель должен выполнить следующие шаги:
- составить профессиограмму (описание специалиста с точки зрения его профессиональных навыков, знаний, требований) и, обязательно, психологический портрет будущего сотрудника. Профессиограмма — это полный перечень должностных и функциональных задач, выполняемых сотрудником во время его рабочего дня (основных и дополнительных) с описание всех требуемых для этого профессиональных знаний, навыков, а также личных качеств;
- после описания должностных обязанностей и личностных качеств будущего специалиста следует приступить к написанию текста самого объявления о поиске сотрудника. Чем оно будет яснее и понятнее, тем меньше будет потом «не своих» кандидатов. Составить объявление о приеме на работу. Представьте, пожалуйста, ситуацию: вы ищите администратора в ногтевую студию, где основные клиенты — молодые «продвинутые» люди. В объявлении вы напишите «Требуется администратор в ногтевую студию с опытом работы».
При этом не указан возраст, внешние данные, неясно из объявления опыт работы где, какие еще профессиональные и личные данные требуются, например, навыки работы на компьютере в
При составлении объявления о поиске сотрудника несколькими словами положительно опишите своё предприятие, перечислите все важные для вас характеристики кандидата (возраст, опыт работы, знания, навыки, личные качества
Текст должен заинтересовать вашего будущего сотрудника. Разместить объявление в выбранных вами местах. Подготовить предварительные анкеты для кандидатов, проинструктировать администратора о его действиях при звонках кандидатов;
- идеального рецепта поиска сотрудников нет и наверное не будет. Основные пути поиска будущих сотрудников для ногтевой студии (салона красоты): учебные заведения, специализированные магазины, свои знакомые, объявления в СМИ,
в т. ч. электронных, а также вблизи студии (салона), но не на нем. Вам следует естественно совмещать все эти способы, учитывая все их плюсы и минусы. - Например, поиск по знакомым. В данном случае руководитель может найти хорошего специалиста с рекомендацией без затрат на поиск сотрудника. Однако в случае серьезных служебных и личных разногласий, эта ситуация может перейти в сферу отношений вас и вашего знакомого, вы можете сильно усложнить отношения с его протеже, а может даже и сильно разругаться со своим знакомым. Более детальный анализ каждого способа поиска сотрудника займет довольно много места и выйдет за рамки статьи. При необходимости вы можете обращаться к автору;
- затем отобрать несколько кандидатов на должность по уже сформулированным критериям, провести с ним собеседование, оценить его профессиональные качества, навыков, а также личные свойства.
- Техника проведения результативного собеседования достаточно объемна и требует навыка, при вашей заинтересованности дорогие читатели мы вернемся к этой теме более подробно;
- правильно оформить трудовые отношения с будущим сотрудником, соблюдая все юридические нормы трудового законодательства. Несоблюдение юридических процедур может создать потом у руководителя различные сложности, вплоть до штрафов. Относитесь серьезно к документам;
- следует помнить, что испытательный срок — это время проверки профессиональных и личных качеств сотрудника, его профессионального обучения, адаптации в коллективе. Используйте испытательный срок полноценно, проверяйте и учите вашего будущего сотрудника. Когда испытательный срок закончится, кандидата вы оформите на работу, либо уволите. Если у Вас возникают сомнения по поводу
какого-то сотрудника «Тот ли это человек, что мне требуется?», то стоит повнимательнее присмотреться к причинам сомнений. Если они оправдались, лучше расстаться; - в дальнейшем помогать развитию своих сотрудников и успешно управлять ими в повседневной деятельности.
Дорогие коллеги, не забывайте, что все люди разные и команда из лебедя, рака и щуки никогда ничего не добьется.
Изучение психологического портрета сотрудников позволяет:
- сформировать «свою» команду;
- детально оценить возможности своего персонала (его мотивацию к работе, ожидания, предпочтения);
- возможно полнее удовлетворить сотрудника;
- повысить качество обслуживания клиентов.
Команда единомышленников — объединение людей, имеющих общие цели, ценности, признающие определенные правила работы. Для создания такого единомыслия необходимо потратить время и силы на выяснение целей, основных ценностей, наработанных стереотипов, рабочих привычек Вашего сотрудника.
Тогда при совпадении ваших целей и его достижение каждым работником своей цели, работая на Вашем предприятии, будет для него стимулом к развитию предприятия.
При работе с персоналом часто используют метод принуждения работника к выполнению нужной руководителю задачи, используя его зависимое положение. Только помните, коллеги, что работа, не приводящая к достижению целей работников, малоэффективна. Рано или поздно потери такой студии от неэффективности труда сотрудников превысят временный выигрыш оттого, что принуждение дешевле стимулирования.
Руководителю следует всегда помнить, что реализация задач предприятия в рыночной среде не лежит в системе ценностей его работников и, следовательно, цели работников не совпадают с назначением их деятельности, задаваемым руководителем.
Успех приверженности клиентов часто связан доброжелательной и спокойной обстановкой в коллективе. Такая ситуация возникает при ясном понимании правил работы, обслуживания клиентов в данной студии, принятием и четким соблюдением этих правил всеми сотрудниками, внимательным отношением к пожеланиям и претензиям клиентов.
Успех сотрудничества возможен только при внимательном и детальном рассмотрении выгод каждой из сторон. В данном случае — предприятия и руководителя, с одной стороны, сотрудника, с другой, клиента, с третьей.
Отчего возникают конфликты в коллективе? Многие конфликты внутри организации часто связаны с
- непониманием целей и ценностей вашей организации,
- различным пониманием правил работы в организации,
- способами достижения поставленных целей,
- методами оценки результатов,
- различиями темпераментов, психотипов сотрудников,
- отличными жизненными ценностями и опытом у разных сотрудников, работающих вместе.
Чтобы избежать разночтений в понимании следует стремиться к большей открытости и гласности, только не в вопросах финансов и коммерческой тайны.
Большинство руководителей не обращают должного внимания на психологические особенности своих сотрудников, что приводит к различному пониманию целей и задач организации, служебных обязанностей сотрудников, а в результате — к появлению напряженности в коллективе, конфликтным ситуациям.
Руководителя ногтевой студии (салона красоты) должна интересовать информация о профессиональных знаниях, навыках, умениях сотрудника. Это:
- образование (общее и профессиональное, в том числе курсы, семинары, школы и пр.);
- опыт работы по специальности и где;
- практические навыки и умения в той или иной деятельности;
- мотивы поиска (смены) работы;
- ожидания сотрудника от своей работы для эффективной мотивации специалистов.
Знание мотивов в работе дает возможность руководителю создать гибкую и почти индивидуальную систему стимулирования сотрудников. Для успешного мотивирования сотрудника, прежде всего, необходимо ясно знать и понимать, что дает для него работа в вашей студии (салоне).
Не мешает руководителю студии (салона) знать «Зачем же его сотрудники ходят на работу?» Исследования, проведенные нами в салонах красоты показывают, что часто специалисты выбирают то или иное предприятие, потому что, для них это:
- «интересная» работа;
- дружный коллектив;
- престижный салон красоты (ногтевая студия);
- возможность профессионального развития;
- возможность дополнительного обучения;
- возможность самореализации;
- возможный карьерный рост;
- достойная заработная плата;
- стабильное положение и пр.
Пути оценки способностей и особенностей сотрудника:
- по результатам психологического тестирования;
- по резюме;
- по телефонному звонку с кандидатом (голос, речь);
- во время собеседования (поведение, манеры, жесты, речь, устная и письменная информация);
- по особенностям почерка;
- по чертам лица.
Почерк каждого человека индивидуален и своеобразен. Использование информации о человеке, заложенной в почерке даст возможность руководителю лучше понимать особенности своих сотрудников. Понимать эти нюансы руководитель может, либо самостоятельно изучая особенностей почерка самостоятельно, либо сотрудничая с соответствующим При этом нет хороших и плохих почерков. Особенности почерка рассказывают о таких чертах человека, как
- работоспособность,
- дееспособность,
- склонность к тратам или накоплениям,
- смелость или осторожность,
- уровень оптимизма, порядочности, самомнения, коммуникабельности и других важных черт.
Резюме дает информацию об:
- опыте работы;
- общем и профессиональном образовании;
- профессиональной подготовке;
- семейном положении, наличии детей;
- социальном положении;
- отдельных личных чертах, увлечениях;
- мотивах устройства на работу.
Телефонный звонок при устройстве на работу подскажет руководителю о некоторые особенностях успешности работы, например, будущего администратора (как одной из ключевых фигур ногтевой студии):
- особенности интонации (интенсивность, громкость, тембр, темп, интонационное ударение),
- коммуникативные способности,
в т. ч. способность связано излагать свои мысли.
При разговоре по телефону человек получает информацию вербальным и вокальным путем. Большую часть впечатления (примерно 2/3) разговаривающий формирует по вокальным составляющим — тембр, скорость речи, высота голоса
Тема ответа на телефонный звонок клиента — особый разговор, который мы надеемся продолжить при вашей, наши читатели, заинтересованности.
Поведение человека при собеседовании по жестам, положению рук, ног, головы, глаз, манере держаться, одежде говорит руководителю студии об:
- уверенности в себе,
- открытости / закрытости позиции, в том числе доверительности,
- заинтересованности в работе (разговоре),
- поведении в стрессовой ситуации, ведь собеседование — это стресс,
- желании доминировать (слегка отклоненная прямо поставленная голова) или подчиняться (наклоненная вперед шея),
- желании выдать желаемое за действительность (
в т. ч. положение глаз при ответе на вопросы — в одну сторону глаза идут при воспоминании, в другую при придумывании), - а также другой полезной информации.
Неуверенная поза, интонации, закрытые жесты (скрещенные руки или ноги) сигнализируют о неуверенности человека либо о его желании
Ярких и однозначно читаемых сигналов не существует, любая реакция и качество проявляются еще дополнительно. Ищите подтверждений своим догадкам. Ищите и обрящете.
Психологическое тестирование с использованием профессиональных тестов позволяет дополнительно получить информацию о сотруднике в том числе, его
- тип личности,
- тип психической конституции,
- уровень интеллекта,
- коммуникационные способности,
- особенности поведения в конфликте,
- развитие лидерских и организаторских качеств,
и т. п.
Черты лица руководителю могут рассказать о степени развития таких черт и качеств, как:
- обучаемость;
- инициативность;
- порядочность;
- лидерские качества;
- уверенность в себе;
- пунктуальность;
- скрытность, осторожность, трусость, смелость;
- проницательность, подозрительность, внимательность;
- воля (способность отстаивать свои интересы);
- особенности нервной системы и порог раздражимости;
- властолюбие и жажда авторитета, озабоченность собственным имиджем;
- практические, деловые и коммерческие задатки
и т. д.
Рассмотрение взаимосвязи психологических особенностей человека и особенностей строения его лица является большим и самостоятельным вопросом, который требует специальной подготовки. При этом для руководителя предприятия обладание подобными знаниями и навыками поможет избежать многих ошибок в жизни и в работе.
Один из вечных «русских» вопросов возникает перед руководителем ногтевой студии: «Что делать?»
Что делать руководителю для повышения сплоченности коллектива?
- Проводить политику на объединение ваших сотрудников в команду единомышленников, а не в профсоюз борцов с руководителем.
- Четко определить «правила игры» в коллективе, а также правила оценки результатов работы, обслуживания клиентов.
- Четко и внятно сформулировать корпоративную культуру работы на вашем предприятии и обслуживания клиентов (Что такое хорошо? Что такое плохо? Как надо работать? Как не надо работать? Что будет, если правила будут нарушены?) Настойчиво и системно вводите в жизнь. Излишняя мягкость может свести на нет ваш авторитет руководителя. А директивность подавит инициативу и самостоятельность сотрудников.
- Распределить функции, права и обязанности среди сотрудников.
- Больше привлекать сотрудников к вопросам повседневной деятельности предприятия.
- Максимально использовать инициативу и внутренний потенциал сотрудников.
- Ввести справедливую, открытую, прозрачную систему оценки труда, поощрений и наказаний.
- Проводить периодическую систему повышения квалификации, личного роста и аттестации специалистов.
- Максимально способствовать сплочению коллектива, формированию «дружной» команды.
- Планировать работу сотрудников, предприятия и периодически контролировать выполнение планов.
У восточного мудреца спросили: «Чем умный отличается от мудрого?» Он ответил: «Умный знает, как выйти из самой сложной ситуации, а мудрый знает, как в нее не попасть».
Хочется пожелать Вам мудрости и успеха. Учиться ли вам самим всем этим премудростям или привлекать соответствующих специалистов решать Вам — дорогие руководители, использовать эту информацию в своей работе или нет выбор, безусловно, за Вами. Только и потери и недополученная прибыль тоже произойдут у Вас.
Желаем процветания.