«Выгорание» на работе! Кому это нужно?
Менеджер отдает компании всего себя, он буквально сгорает на работе. А что он получает взамен?
Долгое время словосочетание «гореть на работе» было лишь красивым выражением, но с недавних пор стало диагнозом. Для излишне лояльных и трудолюбивых менеджеров.
Так чем же мы болеем? «Выгорание», или «синдром менеджера», — это болезненное состояние, вызванное стрессом и усталостью, которое сопровождается депрессией и потерей работоспособности. А врачи считают зависимость от работы расстройством психики. Впечатляет, не правда ли? Но, на мой взгляд, подобный диагноз — еще не самое страшное, гораздо неприятнее то, что теперь менеджер остался один, он будет сам справляться со всеми возникшими проблемами. Компания руку помощи не протянет и не поддержит, нет, она просто забудет о нем или тихо попросит выйти вон. То есть по счетам всегда платит пострадавший, но не работодатель. Сгоревший менеджер уже не нужен компании, она выбирает новую жертву, а старая ищет новую работу, борется с бессонницей и депрессией, и, не дай бог, общается с другими врачами. Есть ли выход из этой ситуации?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться в исходную точку и понять, как же менеджеры получают свой синдром. Стресс, бессонница, депрессия, снижение работоспособности — это следствия чрезмерной нагрузки, огромного количества информации, ненормированного рабочего дня и постоянного перенапряжения. Ну, и недостаток положительных эмоций при полном наборе эмоций отрицательных. Это объективная сторона вопроса. Но если задуматься — все ваши коллеги работают приблизительно в таком же режиме, испытывают примерно те же нагрузки, а заболели
Часто мы сами толкаем себя в объятия стресса, просто не можем забыть о работе, не можем без нее жить даже в часы отдыха или в выходные, мы принимаем ее слишком близко к сердцу. Забываем про личную жизнь, про массу совершенно замечательных вещей, которые
А что толкает нас на такие, казалось бы, совершенно нелогичные и однозначно вредные действия? Мы хотим быть «быстрее, выше, сильнее», хотим доказать, что мы — самые лучшие и достойные, самые ценные и незаменимые. Но кому это нужно? Работодателю это, безусловно, выгодно, он получает максимальную отдачу от вложенных в нас средств, еще и с прибылью. Нам самим? Конечно, нам кажется, что ради карьеры, большей зарплаты или новой должности стоит перетерпеть, ведь награда будет достойной. А некоторые считают, что нельзя отказать начальнику, не выполнить его просьбу, тысячную, потому что неправильно поймут, уволят… Амбиции, перфекционизм, неумение сказать «нет» и ложно понимаемая лояльность к работодателю — вот что толкает нас на самоубийственные, по сути, шаги. Ведь итог подобных подвигов — снижение работоспособности, эффективности, депрессия и иногда целый букет иных заболеваний.
А какова награда? Что готовы дать компании «горящим» во имя их процветания работникам? За редкими исключениями — ничего. Если посмотреть правде в глаза и отвлечься от красивых и правильных слов о ценности и незаменимости работников, которые сегодня выучили все работодатели, то мы увидим печальную картину. Почти всегда повышают в должности не трудяг, не спящих ночами, а тех, кто умеет правильно говорить и находить правильный подход к начальнику, умеет продавать себя, или просто берут со стороны, потому что не видят достойных кандидатур среди своих. А если работодатель заметил, что сотрудник выдохся, потерял работоспособность и уже не эффективен, от него просто избавляются. Даже
И вот тут мы возвращаемся к исходному вопросу: как не заболеть «синдромом менеджера»?
Первое и самое главное — нужно понять, что никто, кроме вас, за ваше здоровье — физическое и душевное — не отвечает. И только вы можете сделать так, чтобы стресс, депрессия и итоговое снижение работоспособности и эффективности обошли вас стороной. Больше любите себя и меньше — компанию.
Неправда, что только руководитель может регулировать нагрузку подчиненных. Вы тоже можете оказывать влияние на распределение нагрузки, освоив
А если вы почувствовали, что
Ссылки по теме
Чтобы компенсировать кризисное падение мотивации у сотрудников, работодатели устраивают им маленькие корпоративные радости: поят свежим соком, покупают настольный теннис, финансируют волонтерские программы, поздравляют с днем рождения sms от имени гендиректора.