Главная страница \  Успех \  Статьи \  Качество жизни \  Время перемен  \  Социологическое исследование п...

Социологическое исследование пользователей интернет

Увеличить

Эмпирическая социология, как и прочие области науки, не стоит на месте. Интернет открыл новые возможности для социальных исследователей: новый канал доступа к респондентам позволил взглянуть на традиционные методы с другой, современной стороны.

Социологические исследования прошли долгий путь от почтовых опросов к интервью, а затем и к беседам по телефону. И теперь настало время всемирной паутины: социологическое исследование пользователей интернет хоть и рассматривалась изначально специалистами с нескрываемым скепсисом, сейчас все же стремительно набирает обороты.

В России этот метод используется на сегодняшний день не столь широко, как в США, где онлайн-опросы прочно обосновались в своей нише и пустили свои споры во многие сферы деятельности населения. Однако все указывает на скорое широкое распространение онлайн-исследований и в нашей стране, поскольку они в некоторой степени определяют приоритеты в области социальных опросов.

Опросы в сети

Эмпирические исследования посредством онлайн-опросов привлекают все больше представителей различных областей науки. В сравнении с традиционными методами опросы в сети обладают неоспоримыми преимуществами, которые и послужили толчком для выхода социологических исследований на новый уровень. Но любой метод имеет свои недостатки, и этот – не исключение. Читайте далее в статье о преимуществах и недостатках социологических опросов в режиме онлайн!

Преимущества социологического исследования в Интернете

Экономия. Онлайн-опросы позволяют существенно экономить время и средства, что, несомненно, является их огромным преимуществом перед прочими методами исследования. Набор респондентов осуществляется удаленно, а связь с ними поддерживать гораздо проще.

Точность. Благодаря экономности метода стало проще обеспечивать большой объем выборки, откуда следует низкая погрешность в исследовании.

Скорость. Онлайн-опросы проводятся в кратчайшие сроки, позволяя собирать данные сразу с тысяч пользователей по всему миру одновременно. Так что пары дней вполне достаточно для получения исчерпывающих результатов широкомасштабного исследования.

Оперативность. Если появилась необходимость внесения изменений в анкету, это можно сделать быстро и безболезненно. По первым результатам можно определить эффективность инструмента исследования и усовершенствовать его, чтобы продолжить опрос с помощью обновленного варианта.

Широта охвата аудитории. Благодаря Интернету появилась возможность держать связь с людьми вне зависимости от государственных границ. Кроме того, сегодня под прицелом исследователей оказываются и те, кто никогда не стал бы принимать участие в реальном опросе — в основном представители маргинальных групп населения. Также стало возможным опрашивать исключительно целевую аудиторию, например, характеризующуюся определенной профессией.

Релевантность. Социологи давно заметили, что удаленные ответы на вопросы анкеты гораздо более подробны, развернуты и откровенны, нежели ответы во время интервью. Эта разница обусловлена тем, что у респондента есть время и возможность осмыслить свой ответ, подобрать нужные слова, которые в полной степени выразили бы его мысль. Играет роль и анонимность, имеющая место во многих опросах. Человек ощущает себя защищенным и выражает свои мысли более искренно, чем при беседе с реальным интервьюером. К тому же охват тем для исследования существенно расширяется, поскольку многие респонденты не желают беседовать на щепетильные темы в обычной жизни. А вот с удаленным интервьюером это дается им намного проще.

Гибкость. Исследователь чувствует себя полностью в своей тарелке, когда ему не нужно ориентироваться на респондентов. Опросы осуществляются тогда, когда это удобно заинтересованному лицу.

Удобство анализа данных. Программное обеспечение SPSS сделало обработку данных проще и быстрее, а вероятность ошибки – ниже.

Недостатки социологического исследования в Интернете

Как и прочие методы исследования, онлайн-опросы имеют ряд недостатков различной степени существенности, что не позволяет им полностью заменить традиционные беседы с глазу на глаз и телефонное анкетирование.

Нерепрезентативная выборка. Выявленное несоответствие между пользователями сети Интернет и генеральной совокупностью населения обусловило кардинальные различия во мнениях, что не позволяет получить действительно релевантные результаты опросов.

Опасность сужения охвата аудитории. Предположим, что нас интересуют исключительно мнения участников киберпространства. Но даже в таком случае существует вероятность сильного «смещения» результатов, поскольку участниками может оказаться лишь группа пользователей с одного тематического сайта.

Многократное участие. Эта проблема особенно актуальна для платных опросов. Получив заслуженное вознаграждение, пользователь может авторизоваться под другим именем и заполнить анкету несколько иначе, чтобы получить оплату еще раз. Если так сделает один человек, это не окажет существенного влияния на конечный результат, но ведь таких «умников» множество! То же самое касается и многократного голосования за себя любимого на различных конкурсах, что лишает честных участников шанса на заслуженную победу.

Искажение данных. Если ваш опрос предназначен для некой целевой аудитории, нельзя исключить вероятность присутствия в выборке респондентов, не соответствующих заданным параметрам. Заполняя свой профиль на форумах, чатах и в социальных сетях, люди часто искажают реальность.

Среди подростков, к примеру, популярно указывать противоположный своему пол, возраст на пару лет старше, а также семейное положение «женат/замужем». Непосредственно при заполнении анкеты некоторые пользователи неискренны и недобросовестны, указывают произвольные ответы забавы ради или чтобы получить обещанное исследователями материальное вознаграждение.

Существует и вероятность взлома программного обеспечения конкурентами, действия которых непредсказуемы и могут сильно исказить результаты в невыгодную вам сторону.

Источник: https://www.s-b-s.su/
Автор: Елена К
Комментариев нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.