Вопрос 19. Судьба диалектического метода

Увеличить

Диалектика включает три основных закона:

  1. Количество переходит в качество
  2. Отрицание отрицания.
  3. Единство и борьба противоположностей.

Теоретический метод диалектики, бывший общенаучным, уже во времена Ленина потерял это значение. Современная космология обходится без этого метода. В среде Гуманитарных наук так же появились новые методы: феноменология и герменевтика.

Феномен — в переводе с греческого то, что явля¬ется. В нашем случае речь идет о том, что явилось в со-знание человека в его чувственном опыте и далее в про¬цессе его осмысления. Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Феноменоло¬гия — это учение о сознании, о феноменах и их смыс¬лах. Основателем феноменологии в том виде, в кото¬ром она культивируется в конце XX века, считается Эдмунд Гуссерль. Сторонников феноменологии можно обнаружить в любой стране. Из российских философов прекрасными феноменологами были Г. Г. Шпет и А. Ф. Лосев. Обозначим ту проблему, которая занимает феноменологов. Ведь всякое философское направле¬ние жизненно лишь в том случае, если оно разрабаты-вает действительно важную проблему, которая беспо¬коит многих. Соотносительность субъекта и объекта.

Гуссерль недоволен жестким (как, например, у Канта) проти¬вопоставлением субъекта объекту. При таком противо¬поставлении преувеличивают либо значение субъекта (что приводит к субъективизму), либо объекта (что приводит к натурализму). Субъективизм приводит к психологизму, полагают, что содержание науки бе¬рется исключительно из сознания. Натурализм пони¬мает сознание как пассивное отражение реальности, а меж¬ду тем оно активно. Правильная точка зрения состоит в том, что в явлениях сознания субъект и объект да¬ны в их соотносительности. Эпохе, феноменологическая редукция, интен¬ция. Внешний для человека предмет дается ему в ощу¬щениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание не закончено, а только начинается. Теперь наступает черед специальной работы сознания. Не навсегда, а на время надо внешний мир «заключить в скобки», воз¬держаться от поспешных суждений о нем (такое воз-держание со времен древних греков называется эпохе). На время анализа внешний мир «замкнут», сведен (редуцирован) к явлениям сознания. При этом нельзя забывать, что в стратегическом смысле сознание все-гда ориентировано, направлено на предмет. Это и оз¬начает, что сознание интенсионально, т. е. направле¬но на предмет.

Герменевтику часто оп¬ределяют как способ философствования, центром ко¬торого является интерпретация, понимание текстов. Это соответствует тому обстоятельству, что в герменев¬тике языку уделяется огромное внимание. Тем не ме¬нее содержание герменевтики много шире приведенно¬го определения.

Основные положения герменевтики

Соберем воедино главное из предыдущего, перечис¬лим основные положения герменевтики и ее термины:

  • Бытие человека-в-мире.
  • Соотносительность человека и мира (вещей).
  • Заброшенность человека в мир, его забота, страх, временность.
  • Потаенность вещи, ее сокрытость.
  • Философия как вопрошание.
  • Преодоление потаенности вещи и ее самораскры¬тие как истинность.
  • Горизонты человека и вещи.
  • Понимание как слияние границ человека и вещи.
  • Герменевтический круг.
  • Понимание как интерпретация на основе образо¬вания, вкуса, таланта, вовлеченности в традиции ин-терпретатора.
  • Историчность интерпретации.
  • Сближение герменевтики с поэтикой.
  • Главное дело человека — понять суть дела.
Комментариев нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.