Косметологи и парикмахеры: борьба или дружба?
Сижу в высоком кресле с закрытыми глазами и млею от прикосновений мягкой кисточки к коже лица. Визажист, по обыкновению, щебечет, пользуясь тем, что разговаривать мне не позволено, впрочем, меня ее щебет не утомляет, даже интересно:
- Я никогда не работала в салонах, говорит Лена.
- Почему? — невнятно удивляюсь я, стараясь не размыкать губ.
- Что вы, это же клубок целующихся змей!
- ??? — я даже глаза открыла от удивления. Красочное определение, согласитесь. — Что, неужели так плохо
везде-везде ? - Нет, ну, может, не
везде-везде … Не знаю.
Мы сменили тему, но, простившись с Леной, я начала методически обзванивать парикмахера, косметолога, мастера по маникюру, сначала знакомых, потом знакомых, которых так или иначе касается индустрия красоты.
В результате получился внушительный список, из которого стало ясно, что проблема взаимоотношений в коллективах есть, но далеко не во всех салонах красоты.
Решить эту проблему удается, как правило, в крупных, «раскрученных» студиях или сетях салонов, то есть там, где руководители знают, что отношения в коллективе на сто процентов зависят от отношения директора или управляющего к своим подчиненным, и что для формирования особого пространства комфорта в салоне нужно создать сплоченный и воодушевленный коллектив.
Кстати, проведенная специалистами оценка перспектив развития предприятий индустрии красоты, как отрасли обслуживания человека, показывает, что дальнейшем на этом рынке будут успешно развиваться студии и салоны, которые предоставляют клиентам высокое качество услуг, полностью выполняют и даже превосходят пожелания клиентов, создают комфортную для посетителей психологическую атмосферу в своей студии (салоне). Все эти моменты зависят напрямую от коллектива предприятия — от команды. Успешный руководитель салона делает ставку не столько на талант отдельного мастера, сколько на построение сплоченной и эффективной команды. «Талант выигрывает игры, а командная работа чемпионаты», сказал один из лучших игроков современности Майкл Джордан, баскетболист «Чикаго Буллз».
Поэтому при наборе сотрудников важно оценивать не только их компетентность и профессионализм, но и склонность к соблюдению этических норм. То есть следует обязательно составить и психологический портрет вашего специалиста, так как личные качества могут как существенно помогать в работе, так и сводить к нулю все профессиональные навыки. Типичные случаи нарушения этики: сотрудник в присутствии клиента обсуждает поведение других посетителей, выясняет отношения с коллегами, критикует руководство, заработную плату и др. Такое поведение мастеров приводит к потере клиентов. Чтобы этого не случалось, обычно одновременно с трудовым договором подписывают «Правила корпоративной этики». В основные положения «Правил…» включают: внешний вид мастера, нормы общения с коллегами и клиентами, курение, телефонные разговоры, поведение во внерабочее время; подкрепляют такой договор системой штрафов и поощрений.
Однако опытные руководители понимают, что и сами они должны каждый день жить в соответствии с нормами корпоративной культуры и пропагандировать их в коллективе личным примером. Только тогда сотрудники видят, что и руководители не отклоняются от заявленных устоев, и это доказывает, что руководство действительно считает сотрудников сердцем и душой общего дела.
Тем более нельзя забывать, что коллектив салона красоты чаще всего однополый (гомогенный) — женский, а такая команда требует исключительно решительного стиля руководства. В женском коллективе, если руководитель слишком мягок и управленческий ресурс слаб, будет наблюдаться хроническая конфликтность, повышенная истеричность, вспышки агрессии по мельчайшему поводу. То есть, как это ни банально звучит, хороший руководитель обязательно должен проводить воспитательную работу.
К сожалению, часто руководителям не хочется заниматься «психотерапией» — регулировать отношения людей. Основной целью они считают повышение чисто экономической эффективности работы. Вот
Несколько раз мне приходилось наблюдать, что основные военные действия разворачиваются между парикмахерами и косметологами. Рассказывали об этом примерно следующее. Конфликты обычно бывают нескольких сортов. Парикмахеры народ стайный, они всегда бурно дружат друг с другом и легко объединяются против
Другой пример:
Встает вопрос: чем, в сущности, статус
Есть две причины, вытекающие, впрочем, одна из другой. Рассмотрим вопрос подробнее.
В медицине есть целый раздел, регламентирующий отношения между медперсоналом и отношение медперсонала к пациентам, называется он «деонтология», и соблюдение предписанных там норм для любого медработника есть правило непреложное и неоспоримое. Это не значит, что между медсестрами и врачами никогда не возникает конфликтов, но все знают, что есть четкие правила разрешения спорных ситуаций. Понятно, что организация соблюдения этих правил — ответственность руководителя коллектива, однако…
Молодая
Собственно говоря,
Но это только часть работы руководителя, которая позволит создать комфортную ситуацию для врача, а как же парикмахеры? Это не медсестры, с косметологом их не связывают иерархические отношения, в коллективе и те и другие равны.
Чтобы ни один человек в коллективе не чувствовал себя профессионально и лично ущемленным, существует методика, которую можно назвать «всем сестрам по серьгам». Она предполагает несколько уровней работы.
- Разработка четких критериев оценки каждого специалиста. К примеру, количество клиентов, полученная выручка, диапазон предоставляемых услуг. Тогда будут искоренены ситуации, в которых врач гордится тем, что он взял клиента на «ботокс» и принес большие деньги, и при этом не знает, что парикмахер отстоял смену на ногах и принес те же деньги. Исчезнет пренебрежительное отношение к мастеру маникюра, потому что этот специалист делает несколько процедур — маникюр, наращивание ногтей, педикюр и массаж стоп, к примеру, и у него полная запись, которая означает, что кабинет не пустует. При равной профессиональной оценке исчезнет сама питательная среда для сравнений во время бытовых конфликтов
- Снижению уровня бытовых конфликтов служит тактика разделения территории и сфер влияния. В чем это выражается? Хорошо работающий администратор сделает так, чтобы у мастера было как можно меньше «пустых» часов, которые он проводит, подремывая в комнате отдыха персонала. И руководителю стоит посмотреть, сколько вообще времени его персонал сидит, распивая чаи и перелистывая журналы. Безделье — первый и главный импульс к бытовым конфликтам. Если комната отдыха правильно оборудована (отдельные шкафы для личных вещей, кухонная стойка
и т. д. ), легче вводить правила пользования. И тогда ссориз-за того, чтокто-то не помыл свою чашку, также будет меньше. Если в салоне есть такая должность, какофис-менеджер , то именно ему надо вменить в обязанность разрешение чисто бытовых конфликтов (не там лежит, не так поставлено). - Женская дружба часто носит территориальный характер с кем работаю в одной комнате, с тем и дружу. Причем, если вдруг
чья-то приязнь выражается по отношению к представителю другого клана, это может вызвать подозрения у остальных, «а вдруг она носит туда сплетни?». Здесь союзником руководителя становятся корпоративные мероприятия, которые позволяют стереть грани между отдельными группами в коллективе.
Только готовить такие вечеринки необходимо таким образом, чтобы во время проведения все смогли проявить свои лучшие качества. В больших организациях этим занимаются
«Всем сестрам по серьгам» этот принцип управления позволит руководителю четко определить вклад каждого в работу салона, обозначить статусное место сотрудника и поддерживать в нем мотивации к дальнейшему труду.