Как мотивировать нестандартно?
Нестандартные мотивационные акции и инструменты, их позитивная роль в
Нестандартное мотивирование хорошо тем, что оно не вызывает привыкания (а значит, эффект от его применения выше, чем от классических методов мотивирования). Если продавец из месяца в месяц получает процент от суммы личных продаж, он начинает относиться к этому, как к данности, как к части зарплаты. Нельзя, конечно, недооценивать этот метод, но его обратная сторона — привыкание.
Теперь представьте: директор магазина назначает незапланированное собрание, на котором объявляет, что Вася Пятачков награждается сертификатом на романтический ужин на двоих в Swiss Hotel за то, что он лучше всех выполнил ассортиментный план. В следующем месяце, скорее всего, ассортиментный план хорошо выполнят и другие продавцы тоже. А директор, к всеобщему удивлению, даст «морковку» уже за
Вероника Гедгафова,
Какие в мировой практике встречаются нестандартные инструменты мотивации?
Перечислю некоторые из них:
- участие всех работников компании в прибыли или приобретение ее акций по номинальной цене,
- бесплатные перелеты для сотрудника и его семьи к месту отдыха один раз в год,
- «завтрак с CEO»,
- собственный детский сад (рядом с офисом),
- корпоративный доступ к Интернету из дома,
- обучение сотрудника за счет компании по престижным программам MBA
и т. д.
К каждому конкретному сезону (времени года) можно придумывать много разовых нестандартных акций. Например, в некоторых компаниях летом сдвигают рабочий график, чтобы сотрудники могли спокойно уходить домой пораньше или делают график гибким.
Безусловно, из одних только нестандартных методов система мотивации состоять не может. Стоит отметить, что при относительной неизменности базовых мотивов, набор стимулов, влияющих на сотрудников, подвержен постоянным изменениям. Это происходит в силу изменения окружающего работника социума, его статуса, возраста, жизненного опыта, привыкания к стимулам, предоставляемым компанией. Поэтому ключевым фактором успеха в поддержании продолжительной по времени лояльности к
Предложенный подход только на первый взгляд выглядит парадоксальным. Каким образом возможно, постоянно адаптируясь, оставаться тождественным самому себе, сохранять собственную идентичность?
Как и многое в нашей жизни, парадокс снимается на уровне каждодневной деятельности за счет соблюдения четкого баланса между изменениями и постоянством. На первый план здесь выдвигается органичное сочетание процессов, закрепленных в практике деятельности компании, четко отлаженных и выполняемых постоянно, таких, например, как направление Comp&Ben (компенсации и льготы), и разовых, уникальных акций, к которым могут быть отнесены T&D (обучение и развитие) и внутренний PR. Такой подход имеет и еще один важный плюс, заключающийся в возможности включения удачных акций в постоянную практику работы компании, решая таким образом задачу обновления внутренних процессов компании, постоянного поддержания их в актуальном состоянии.
В Mail. Ru представленная выше схема работы реализуется следующим образом. С одной стороны, есть привычная система мотивации — социальный пакет, корпоративные праздники, удобный офис с хорошими возможностями отдыха. А с другой стороны, мы постоянно придумываем новые методы мотивации, которые со временем приживаются. Например, так была создана библиотека обмена художественной литературой и велостоянка.
Работа в Mail. Ru выдвигает достаточно жесткие требования к сотрудникам. Причиной тому является проектный характер выполняемых работ. Четко определенные сроки, высокие требования к качеству выполняемых работ и их уникальное содержание делают абсолютно необходимой слаженную работу каждой проектной команды как единого организма. Мы не живем застывшими, раз и навсегда формализованными процессами. Каждый шаг вперед вносит в нашу работу перемены.
Рост производительности в этих условиях достигается за счет высокой слаженности работы отдельных людей, объединенных в команду, их движения в едином ритме. В этом случае объектом приложения усилий в области мотивации является уже не отдельный сотрудник, фокусирующийся на выполнении только собственных, четко определенных обязанностей, а вся команда проекта.
Поэтому мы делаем акцент, в частности, на проведении различных мероприятий, направленных на сплоченность сотрудников — Новый год, День рождения, 23 февраля, 8 марта, корпоративных турниров по бильярду, теннису
Напоследок хотела бы сказать о том, что необычные, нестандартные мотивационные методы не только мотивируют существующих сотрудников, но и создают некий резонанс, «запускают» волну позитивных слухов на рынок. Например, я нередко слышу от кандидатов: «Говорят, у Вас здесь очень крутые корпоративные вечеринки и еще дают бесплатно билеты на концерты, это правда?». Возможно,
Юрий Ефросинин, коммерческий директор Kelly Services:
Перечень мотивационных акций и инструментов, используемых компаниями для поощрения и удержания своих сотрудников, довольно широк.
Разбить их можно на три основные группы:
- адаптационные и обучающие программы,
- программы, нацеленные на создание общего корпоративного климата в коллективе,
- программы поощрения лучших сотрудников.
- Особняком стоят всевозможные льготы, которые компании предлагают своим сотрудникам, и которые также, безусловно, работают на мотивацию.
Адаптационные программы дают сотруднику возможность изучить структуру и
Программы корпоративных мероприятий нацелены на коллективную мотивацию, и здесь фантазии
Программы поощрения лучших сотрудников — это игрушка для «продвинутых» пользователей
Рассказывать про льготы — все равно, что говорить с голодным про ресторан. Былые перечни льгот включали в себя от 2–3 до 10–12 льгот в компании. Это и офисные врачи, и бесплатные консультации всевозможных специалистов, гибкий график работы, массажи и йога,
Нацелены все эти меры были, прежде всего, на решение главной задачи — удержать сотрудников без повышения зарплаты и повысить их желание с рвением относиться к работе.
Кризис снял с работодателя часть головной боли за уход сотрудника. Открытым остается вопрос — надолго ли, ведь вместе с головной болью кризис отобрал и возможности для финансирования большинства этих решений.
Елена Семенихина, директор московского представительства консалтинговой группы «Альфа Персонал»:
Нестандартное мотивирование хорошо тем, что оно не вызывает привыкания (а значит, эффект от его применения выше, чем от классических методов мотивирования). Если продавец из месяца в месяц получает процент от суммы личных продаж, он начинает относиться к этому, как к данности, как к части зарплаты. Нельзя, конечно, недооценивать этот метод, но его обратная сторона — привыкание.
Теперь представьте: директор магазина назначает незапланированное собрание, на котором объявляет, что Вася Пятачков награждается сертификатом на романтический ужин на двоих в Swiss Hotel за то, что он лучше всех выполнил ассортиментный план. В следующем месяце, скорее всего, ассортиментный план хорошо выполнят и другие продавцы тоже. А директор, к всеобщему удивлению, даст «морковку» уже за
Вот несколько известных нам нераспространенных методов поощрения сотрудников:
- Незапланированная выдача сертификатов (в парфюмерные магазины, в магазины товаров для дома, в салоны красоты, в рестораны).
- Награждение сотрудников поездками (туристические путевки за границу, выходные в
спа-отеле , день в аквапаркеи т. д. ). - Предоставление дополнительных days off (отгулов) за достижение
каких-либо целей. - Выделение бюджета на улучшение рабочего места по вкусу отличившегося сотрудника (например, на покупку нового компьютерного оборудования, мебели, украшений).
- Фотосессия с семьей у профессионального фотографа.
- Подарки для детей сотрудников, в том числе поездки и экскурсии.
При правильном использовании нестандартных мотивирующих акций и инструментов компания создает себе репутацию организации, в которой к людям относятся как к личностям, а не как к «серой массе». В такой компании хочется работать и достигать все новых целей.
Поэтому для создания позитивного
Гульшат Садыкова, начальник отдела подбора, коммуникаций и мотивации персонала Евразийского банка развития:
Как известно, лучшим мотиватором в сфере нематериальной мотивации является признание опыта, квалификации, экспертных знаний работника. В связи с этим, наиболее квалифицированным сотрудникам нашего банка предоставляется возможность проводить внутреннее обучение своих коллег. Эта возможность, с одной стороны, является признанием высокого уровня квалификации
В качестве примера еще одного оригинального решения, можно упомянуть создание неформального знака отличия «Евразийский барс». Идея этой номинации возникла в процессе подготовки последнего корпоративного мероприятия, где наиболее инициативные и смелые сотрудники, прошедшие предложенные испытания были отмечены специальными знаками отличия — беретами с изображением снежного барса — от имени председателя Правления банка.
В настоящее время мы объявляем конкурс по созданию статута для этого отличительного знака и планируем развитие этой традиции, как одного из дополнительных элементов нашей складывающейся корпоративной культуры. При этом мы учитываем, что корпоративная культура, в свою очередь, оказывает весомое влияние на
Елена Харитонова, к. ф. н.,
Про тимбилдинги уже написано столько, что, кажется, тема потеряла свою значимость. Дайвинг, пейнтбол, боулинг и так далее — способны создать у сотрудников позитивный настрой и сплотить их в едином корпоративном порыве, но, к сожалению, кризис диктует сегодня свои условия. Поэтому нестандартные ходы в мотивации как никогда актуальны, особенно, если они не требуют больших финансовых затрат. Это может быть и возможность постановки творческой задачи, и создание таких условий работы для сотрудников, когда общая рабочая атмосфера будет положительно влиять на результаты деятельности компании в целом, это и предоставление различных возможностей наиболее ценным специалистам для дальнейшего профессионального развития и пр.
Ссылки по теме
Во время кризиса дисциплина в компаниях начинает хромать. Перегруженные делами сотрудники слишком устают и просыпают работу. Снижение зарплаты и премии лишает людей стимула приходить в офис вовремя. Как можно наказать не пунктуального подчиненного?