Как добиваться результатов, не ущемляя при этом ни себя, ни других
Соитиро Хонда, основатель известной японской автомобильной компании, рассказал как то, что в 1951 г. он и его компаньон Фуджисава, отчаянно нуждаясь в средствах, решили попросить кредит в банке «Мицубиси». Чтобы расположить к себе финансовых воротил, они на последние деньги закатили роскошный банкет. Пока гости ели и пили, компаньоны развлекали их тем, что с небольшой сцены дуэтом рассказывали анекдоты. На следующий день Хонда и Фуджисава отправились в банк, твердо уверенные, что получат нужную им сумму. Каково же было их удивление, когда на своем заявлении они прочли категоричную резолюцию: «Банк не может доверять фирме, которой руководят два клоуна».
Благими намерениями выстлана дорога в ад. Ну, а если серьезно, как добиваться своих целей, как получать нужный результат, если мешает неадекватное поведение других сотрудников или собственные действия неправильно поняты (случай с Соитиро Хонда)? Почему многое происходит по принципу: хотели как лучше, а получилось как всегда? Может быть, поведение коллег вас настолько раздражает, что вы начинаете потихоньку закипать? Под влиянием своего настроения того и гляди не сдержитесь, перегнете палку. В результате и цель не достигнута, и отношения напрочь испорчены. Работая в коллективе, и руководитель, и подчиненный сталкиваются с ситуациями, при которых вынуждены добиваться от другого человека
Сколько людей, столько и мнений. Как заставить других понять вас и простить?
Тут существует несколько совсем несложных принципов.
Принцип первый:
никогда не допускайте на свою личную территорию делового партнера или сослуживца. Прежде всего важно сконцентрироваться на том деле, в результатах которого вы заинтересованы, затем решить сам вопрос, и, безусловно, в рабочем порядке. Если вы считаете, что добиваться
Как часто мы стараемся понравиться, порой не понимая, что, например, наша щедрость может быть неправильно истолкована. Житейский пример: одна сотрудница, стремясь сделать приятное, подарила своей коллеге на свадьбу дорогое покрывало. А другие её сотрудники, сделавшие более скромные подарки, стали раздраженно шептаться: «Так что же у нее тогда дома, если она такое дарит?!" Получилось, что и невеста, принявшая подарок, оказалась в неудобном положении. Никто не говорит о том, что следует быть замкнутым и жадным букой. Добросердечность и взаимопомощь на рабочем месте никто не отменял. Просто для делового общения существуют определенные рамки.
Есть грань, за которую не стоит переходить. Так, два сослуживца решили уволиться и создать свой собственный бизнес, о котором давно мечтали. Перед самым открытием поехали семьями в морской круиз. Во время отдыха жена одного из них так достала своими выходками жену другого, что, приехав в Москву, сослуживцы разошлись как в море корабли. Хотя свою
Отсюда принцип второй:
не зная реакции человека, к которому апеллируешь, не предпринимай действий (не зная броду, не суйся в воду). Часто бывает, что мы, заранее не осведомившись о характере и привычках человека, который нам в данной ситуации по работе очень нужен, из кожи вон лезем. Чтобы опять же не получилось так, как у знаменитых японцев, необходимо выяснить хотя бы, есть ли у вашего будущего слушателя чувство юмора! А приглашая партнера в ресторан на короткий деловой ланч, нужно осведомиться о его вкусовых пристрастиях. Нередко, видя человека впервые, мы забываем о том, что мало о нем знаем, и своими суждениями можем нанести ему травму. Один торговый менеджер, будучи на важной встрече с владельцем другой компании, ругал свою директрису. Мол, все бабы без царя в голове, ничего делать не умеют, ну и так далее. Он надеялся найти у
Хотя иногда травму делают намеренно, чаще всего в отместку, для достижения собственных целей. И используют это в большинстве случаев люди, достигшие определенного положения в обществе.
Отсюда принцип третий:
недовольство
Но даже у самого терпеливого человека есть предел. Если вы собираете в своем сердце замечания и обиды, то этот психологический хлам, как в мусорном баке, может уже не найти себе места! Что бывает в таком случае? Загрязнение и зловоние. В одном министерстве в отделе писем работали две сотрудницы. Одна из них часто весело подтрунивала над другой. Та долгое время молчала, но в один прекрасный день так разозлилась на шутницу, что огрела её тяжелой посылкой, вроде бы ни с того ни с сего. Чтобы дело не дошло до крайности, сотрудница, над которой подшучивала коллега, должна была сразу её оборвать, сказав, что такая манера общения ей неприятна. Может, сослуживица делала это не со зла, а думала, что так им будет веселее работать?
Принцип четвертый:
реакция на поведение других людей должна быть последовательной. И прежде всего последовательными в своих действиях должны быть вы сами. Как можно говорить сослуживцу о недочетах, когда сам
Принцип пятый:
убедите коллег, что им это тоже нужно. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» — так у
Чем проще будут ваши доводы, тем лучше они смогут воздействовать на коллег. Истории известен случай простейшего доказательства, когда французский король Филипп VI спросил на общем сходе у придворных, почему доходов от налогов поступает в казну все меньше и меньше. Придворные, понурив головы и отводя в сторону глаза, молчали. Тогда, не выдержав, королевский шут взял кусочек льда, дал его одному из присутствующих и попросил пустить по кругу. Когда льдинка дошла до короля, в его руке почти ничего не оказалось. «Вот и вся причина», — заметил шут. Как известно, все гениальное просто.
Принцип шестой (самый важный):
добивайтесь результатов, только поощряя. Если вы желаете улучшить ситуацию в рабочем коллективе (даже справедливой критикой), все равно обида, неприятный осадок или даже
К сожалению, часто истинную ценность сотрудника удается разглядеть слишком поздно, когда он уже уволился. А от недостатка поощрения своей работы по статистике страдает буквально каждый третий сотрудник. Подчеркивайте положительные моменты у подчиненных — и отрицательные исчезнут сами собой. В таких случаях вам помогут следующие выражения: нам никак без тебя не справиться, с работой справишься только ты, у тебя она лучше всех получается и тому подобное. Совсем необязательно, что подобным образом должен поступать только руководитель. Как часто мы забываем похвалить или поздравить коллегу. Ведь гораздо легче