Руководителями не рождаются - ими становятся!
Говорят, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. И действительно, подсчитайте, сколько раз вы ловили себя на мыслях разгневанных (я бы на месте руководства…) или мечтательных (если бы начальником был я…). Вот идете вы по коридору, у вас великолепная прическа, дорогой костюм, уверенная походка. Все почтительно замолкают при вашем появлении. Вы садитесь в кожаное кресло руководителя, нажимаете кнопку селектора и властно требуете: «Подать сюда
Престиж, власть, высокая зарплата… Все это — непременные атрибуты руководителя. Как они привлекательны, как заманчивы! Какие же качества нужны, чтобы стать начальником? На первый взгляд, ничего особенного: немного везения и связей. Ну что в вашем шефе такого необыкновенного? Да, он обычный человек, и недостатки его всегда на виду. «Я бы тоже так смог, только дайте мне привилегии, отдельный кабинет и секретаря», — думаете вы. Допустим, дали, а что дальше? Надо ещё уметь успешно руководить.
Как учатся танцевать «от печки», так и процесс руководства начинается с… управления самим собой. Возьмите листочек бумаги и на одной половинке напишите свои положительные качества, а на другой — отрицательные. Например, на одной: «У меня есть дар убеждения, я инициативен». На другой: «Часто принимаю решения импульсивно, бываю дезорганизован». И постепенно, шаг за шагом попробуйте исправить свои недостатки. Зачем это нужно? Прежде всего для развития уверенности в себе и своих силах. Одержав победу в малом, вы обязательно одержите её и в крупном деле.
Если вы не можете справиться со своими недостатками, научитесь подходить к проблеме творчески. Например, возьмите за правило: перед тем, как принимать решение под воздействием импульса, нарисуйте домик, солнышко и цветочки, а потом уже действуйте. Эта маленькая победа над собой поможет собраться с мыслями и разобраться с проблемами, при решении которых от вас понадобится альтернативный, а иногда и поистине творческий подход. Если вы считаете, что творчество уместно только в искусстве и технике, то сильно ошибаетесь. Оригинальное, неожиданное решение приходит порой интуитивно: нельзя недооценивать свой внутренний голос, который чаще всего базируется на суждениях и опыте. Хотя полностью полагаться на интуицию не стоит. Для того чтобы не стать её рабом, необходимо развивать глобальное мышление. В этой связи возникает потребность видеть не только дальше своего носа, но и перспективу. Сейчас вы — рядовой менеджер, но что вам мешает стать руководителем отдела, участка, предприятия? Вы должны разработать стратегию своей карьерной политики: нет соответствующего образования — получите; нет крупного проекта — разработайте; нет подходящей команды — соберите… Безвыходных ситуаций, как известно, не бывает. Так и в руководстве: выполняя ежедневную рутинную работу, постройте перспективу развития своего отдела, участка, предприятия.
Начните со слогана или девиза. Приступая к разработке ландшафтного проектирования, дизайнер в первую очередь придумывает идею того, что бы он сам (или его клиент) хотел видеть. Если заказчик мечтает о деревенской идиллии, значит, на участке будет огородное чучело, телега, забор из прутьев, крынка на заборе, неприхотливые цветы.
У многих компаний с мировым именем есть собственный девиз, который у всех на слуху. Что вам мешает придумать свой? Распишите этапы его воплощения в жизнь. Вам понадобится хорошая команда, которую вы будете воодушевлять на трудовые подвиги и убеждать в их необходимости. Сотрудников нужно в обязательном порядке мотивировать. От того, как вы это сделаете, и зависит успех вашей деятельности.
Стили руководства могут быть абсолютно разными: немного устаревший авторитарный, когда решения принимают единолично и ответственность, естественно, лежит на одном человеке.
Более современным является так называемый партисипативный стиль — собрана сильная команда специалистов, и руководитель уверен в ней, как в самом себе. Есть также стили, ориентированные на выполнение поставленной задачи: в таком случае руководитель дает подчиненным задания, инструкции по их выполнению и определяет сроки. Допустим, раз в неделю вы собираетесь вместе, и каждый отчитывается по результатам проделанной работы. В этом вопросе нельзя зацикливаться на
Очень важно при организации работы знать, на что способен каждый сотрудник, каков его потенциал.
Старайтесь развивать проницательность, умение разбираться в людях. Даже в мелочах проявляется личность: сотрудник не заметил, как упал на пол фантик от конфеты, и в докладе упустил важную составляющую… Будьте подчеркнуто внимательны к другим людям, улыбайтесь, общайтесь доброжелательно, но никогда не давайте сесть вам на шею. Знакомясь с человеком, запоминайте его имя. Если сразу не получается, задействуйте образную память, например: крупный мужчина, похож на медведя и зовут, соответственно, Михаилом или худенькая, высокая, как свечка — зовут Cветланой.
Детали внешности, нюансы характера, положительные качества любого человека особенно пригодятся вам в умении хвалить.
Пусть ваш комплимент будет хотя бы отчасти правдивым и обязательно индивидуальным. Ни в коем случае похвалы не должны нести двойной смысл. Утверждение, что грубая лесть — самая доходчивая, в данном случае не работает — это тоже важный момент управления людьми. Так, на обещающую быть скандальной
Если перефразировать классика, в руководителе все должно быть прекрасно.
Даже внешне вы обязаны излучать целеустремленность (это можно заметить и по походке), оптимизм (независимо от того, с какой ноги вы встали) и энергию (24 часа в сутки!). Последнее особенно сложно, потому что где ж её взять? Каждый руководитель добивается этого
Каждый человек знает свои недостатки, но когда на вас устремлена ни одна пара глаз, они, поверьте, становятся намного заметнее: все как на экране.
Нелишним будет использовать домашнее видео — посмотрите, как вы двигаетесь, последите за мимикой, послушайте свою речь. Причиной осипшего голоса начальника отдела были не простудные заболевания или нервные срывы, а так называемый песок в горле, который убрал ему… профессиональный массажист. Он помог и директору предприятия, лицо которого всегда имело помятый вид, так как человек постоянно засыпал в не совсем удобной позе и
Что ж, репутация, имидж, реноме и так далее требуют жертв.
Даже если вы гениально говорите, ваши испорченные зубы все равно будут привлекать внимание слушателей. Не забывайте, каких чудес достигла современная стоматология. Не пожалейте времени, посмотрите модные журналы, поговорите с хорошими специалистами — парикмахером, портным, модельером. Жаль, что у нас почти совсем не развиты услуги профессиональных стилистов — это так важно в любом бизнесе. Но не перестарайтесь — не изменяйте себя до такой степени, что и сами узнать не сможете. Просто умело подчеркните свои достоинства — это добавит столь необходимую руководителю любого ранга уверенность в себе.
Допустим, внешне вы неотразимы, кабинет у вас солидный, со вкусом обставленный.
Но по одежке, как известно… Бывает, в первые минуты великолепие просто ошеломляет, но потом… «открывает рыба рот и неясно, что поет»… Часто руководители начинают говорить
Безусловно, ваша речь должна быть не только речью грамотного, уверенного и открытого человека, она должна быть ещё и властной.
Вы же руководитель, поэтому чаще используйте местоимение «я», критикуйте прямо и по делу, умейте правильно реагировать, если критикуют вас. Однажды на собрании подчиненный позволил себе бестактное замечание в адрес руководства. Услышав его, президент компании немедленно отреагировал: «Спасибо за откровенность!» — и по существу ответил на замечания. Чтобы реже слышать критику в свой адрес, надо заслужить доверие подчиненных, которое завоевывается честностью и открытостью.
Безусловно, общеизвестные моральные принципы, этические нормы и правила хорошего тона не являются исключениями и для руководителя.
Более того, с него и спрос выше, так как ответственность шефа больше: он отвечает за других людей, именно поэтому поднимаются в цене данные им слова и обещания. Не стоит и говорить о том, что такие вещи, как взяточничество, использование собственности предприятия в личных целях, сексуальные домогательства, разглашение секретов компании, принятие решений с учетом личной выгоды абсолютно неприемлемы для нормального руководства.
Успешный руководитель на своем примере должен вдохновлять людей смотреть дальше личной выгоды, стремиться к полной самоотдаче и высоким стандартам качества работы.
Объясняйте, почему вы сделали так, а не иначе: «Я тоже боялся подступиться к этому нововведению, но жизнь идет вперед, и мы не должны отставать от
Все вышесказанное относится только к верхушке айсберга, который носит название «руководитель».
Как много нужно, скажете вы: следить за собой, работать над недостатками, постоянно совершенствовать свой уровень культуры, развивать уверенность в себе, вдохновлять, убеждать, мотивировать, глобально и творчески мыслить, брать на себя ответственность, показывать пример, разбираться в людях, да и просто быть компетентным в своей области, чтобы не стать посмешищем. Но ведь руководителями не рождаются — ими становятся!