Как защитить себя от манипуляций

Увеличить

Всем нам хотелось бы, чтобы атмосфера на работе была приятной. В конце концов, мы проводим там добрую половину своей жизни. Однако в любом коллективе найдется человек, которому не по вкусу приятельские отношения между сотрудниками, — какой-нибудь манипулятор, плетущий интриги и использующий коллег в своих интересах. Тот, кто не испытывает ни сомнений, ни угрызений совести, и действует так ловко и скрытно, что бывает очень трудно уличить его в злом умысле.
 

Кто мягко стелет, или как не попасть в ее сети

Интриганка обычно очень хитра, и ее трудно распознать сразу. Прежде чем начать плести свои козни против вас, она попробует усыпить вашу бдительность. Будет казаться милой, заботливой и даже услужливой. Медленно, шаг за шагом начнет завоевывать ваше доверие — например, невинной лестью или помощью в мелких делах.

Вы будете для нее первой мишенью, если вы новенькая. Остерегайтесь, когда кто-нибудь без причины оказывает вам особые знаки внимания. Прежде чем позволить втянуть себя в близкое знакомство, понаблюдайте за новой приятельницей — действительно ли она приближается к вам с добрыми намерениями. Положитесь на интуицию, она лучше всего подскажет, стоит ли доверять новой знакомой.

Возможна и обратная ситуация: манипулятор поначалу будет держаться от вас на почтительном расстоянии, внимательно изучая. Может даже показаться, что она вас недолюбливает и ведет себя высокомерно. Но со временем начнет вам благоволить, например «любезно» пересказывать, что о вас говорят коллеги или начальство.

Есть только один способ противостоять манипуляции: сохраняйте бдительность, наблюдайте и изучайте приемы вашей коллеги.
Давайте представим это на примере типичных ситуаций, которые часто складываются на работе.

Благоприятная атмосфера?

Не позволяйте ее испортить! Опасность может грозить со всех сторон. Чтобы избежать или максимально облегчить последствия интриг, стоит заранее подготовить аварийный план действий. Самое благодатное поле для подрывной деятельности интриганки — это взаимоотношения между сотрудниками. Если атмосфера на работе очень хорошая, манипулятор начинает скучать и делать все от него зависящее, чтобы ее испортить.

Прежде всего начинает распускать слухи. Однако сплетничает деликатно, чтобы этого не заметили как можно дольше. Предположим, недавно коварная сослуживица как бы невзначай заметила, что ваш начальник и сотрудница из бухгалтерии вместе задержались на работе. В вашей голове возникла мысль о бурном романе между начальником и подчиненной, и при этом вслух не было сказано ни слова! Будьте бдительны: именно так действует манипулятор. Он никогда ничего не говорит напрямую.

Поэтому все, что рассказывает ваша «заботливая» коллега, пропускайте мимо ушей. Будьте бдительны, когда, например, она захочет рассорить вас с сослуживицей, бросив такую фразу: «Неплохо у тебя получились эти отчеты. Не знаю, почему Ира считает, что они неполные». После такого высказывания упомянутая Ира упадет в ваших глазах. Но не спешите делать выводы, поговорите с голлегой и выясните ситуацию. Помните: если вы не расставите все точки над «и», значит, манипулятор добился своего!

Он может попытаться очернить коллег в глазах начальства. Не явно, а хитро — к примеру, заметив нарачито озабоченно: «Ну вот, Анны еще нет, наверное, дети снова болеют, слишком много у нее проблем… Да еще этот новый проект…» Если у вас трудности, не откровенничайте о них с кем попало. Манипулятор воспользуется доверчивостью.

Ваше личное пространство

Не позволяйте вас использовать. Опять засиделись в офисе, потому что много работы? Откуда вдруг свалилось столько обязанностей? К тому же отчет, над которым вы работаете… вообще не ваш! С утра явилась та самая коллега и, расхваливая ваш профессионализм, умоляла дать ей пару ценных советов. Не успели вы оглянуться, как она притащила отчет, с которым якобы не может справиться без вашей помощи. Вы даже не поняли, как получилось, что вы договорились вместе поработать над ним по окончании рабочего дня. И вот теперь вы сидите одна и исполняете работу «подруги», поскольку она, к сожалению, не смогла остаться. У нее вдруг заболел ребенок, а она обещала сдать отчет шефу завтра утром.

В следующий раз поставьте четкие условия сотрудничества. Когда у вас попросят совета, скажите, что поделитесь опытом, но не сию минуту. Назначьте срок, когда сможете этим заняться. (Например, скажите: «У меня есть свободные полчаса перед обедом») Пусть она приспосабливается к вам, а не наоборот.

Еще одна фирменная уловка манипулятора — улаживание своих дел чужими руками. Когда ваша хитрая коллега, к примеру, захочет, чтобы шеф озвучил обещанную прибавку к зарплате, то предпочтет использовать в своих целях кого-нибудь из сотрудников. Она начнет затрагивать эту проблему в разговорах. (Например: «Мне кажется, шеф обещал, что поднимут зарплату».) Она будет продолжать эту игру, пока кто-нибудь не решится напомнить начальнику о его обещании.

Оказывались ли вы когда-нибудь в подобной ситуации? Шеф рассердился, а вы ругали сами себя, осознав, что вас подставили и вы снова оказались крайней. В следующий раз слушайте внимательней, что говорит интриганка. Если видите, что она пытается что-нибудь устроить с вашей помощью, скажите ей прямо, что вы об этом думаете.

Помните, что в присутствии манипулятора о многих вещах говорить не стоит. Ваша откровенность будет использована против вас. Пример? Предположим, вы узнали о возможности поучиться на интересных курсах. «Подруга» выпытала у вас все подробности. Вы наивно поведали ей о том, что есть возможность оплатить часть обучения за счет фирмы. А после оказалось, что на курсы отправили ее, а не вас…

Во всех этих историях с манипуляциями больше всего раздражает собственное бессилие. В самом деле, какие претензии вы можете предъявить? Если вы обижаетесь, что вас используют, то это, извините, звучит как детский лепет.

Поэтому лучше всего не терять бдительность. И если вы замечаете, что кому-то из коллег нельзя доверять, держитесь от него подальше и пресекайте попытки сближения.

Так же рекомендую ознакомиться с книгой известного американского психолога Роберта Чалдини «Психология внимания». Автор представляет в ней шесть принципов, которые универсальным образом описывают типы поведения людей и различные техники манипуляции. Если же позволяют финансовые возможности, можно воспользоваться услугами специалистов (квалифицированных тренеров), которые на специальных курсах обучают тому, как распознавать умышленные манипулятивные действия и вовремя их предотвращать.
 

Источник: http://www.razgovor.by
Комментариев нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.