Разговор как искусство
Умение правильно и убедительно говорить ценилось еще в Древнем Риме. Сегодня, когда успех того или иного дела напрямую связан с общением со множеством людей, эта способность стала необходима каждому человеку.
Да, со времен древности изменились специфика построения речи, особенности ведения диалога — но и в современных реалиях существуют простые и четкие правила, следуя которым мы можем надеяться на понимание, внимание и благосклонный отклик со стороны собеседника. О правилах успешного разговора мы и будем вести речь в этой статье.
1. Начнем с вопроса: а что такое общение?
Позволю сделать себе еще одну отсылку к былым временам. Недаром античные мыслители возвели умение вести спор и конструировать диалог в ранг науки и искусства. Дело в том, что общение — это не просто передача информации, это, во многом, эмоциональное взаимодействие с собеседником.
Поэтому, готовясь к диалогу, — не важно, сколько у вас есть времени: пара секунд или несколько дней! — постарайтесь сконструировать психологический портрет вашего собеседника. Если, скажем, это веселый человек, то неплохо начать разговор с простой шутки. Понятное дело, этот прием будет неудачен в разговоре с «сухарем», который ждет от Вас четкого изложения фактов. Поэтому задумайтесь о личности Вашего собеседника и в соответствии с этим выберете манеру повествования, стиль речи, тон. Если Вы знаете о том, чем человек интересуется — нелишне будет начать диалог с вопроса относительно этой темы: собеседнику будет приятно внимание, это расположит его к Вам.
Подобная подготовка является залогом успешного разговора, а систематический анализ собеседника поможет Вам развить качества предвидения и психоанализа, необычайно полезные для любого важного дела.
2. В соответствии с типом Вашего собеседника продумайте, сколько стоит говорить, а сколько — слушать.
Эта дилемма необычайно важна, и зачастую именно нарушение этого баланса приводит к коммуникативному провалу. Не замыкайтесь в себе, даже если видите, что собеседник «перегружает» Вас информацией — возможно, он просто хочет расшевелить Вас, сделать беседу взаимоинтересной.
Опять же — если Ваш собеседник слабо не реагирует на Ваши излияния, есть смысл изменить тактику, уменьшить объем подаваемой информации и задавать больше вопросов, интересуясь его мнением.
Постоянно держите в уме соотношения
3. Никогда не забывайте, что тот, с кем Вы говорите — такой же человек, как и Вы.
И у него, разумеется, тоже есть свои проблемы, желания, чувства. Поэтому будьте внимательны к тому, как человек ведет себя во время разговора, как Ваши слова влияют на него.
Ищите его слабые стороны: если в голосе собеседника начинает сквозить грусть, то полезным бывает проявить участие, выразить заинтересованность, или, выслушав, намекнуть на то, что и у Вас есть
Именно осознание собеседника живым человеком, а не безликой машиной, дает нам шанс на взаимопонимание и успех в диалоге.
4. Как мудрый полководец бросает в бой разные виды войск для достижения цели, так и опытный ритор применяет множество ораторских приемов.
Используйте мимику, чаще улыбайтесь в разговоре, выражайте заинтересованность не только словами, но и мимически: опускайте уголки губ, выражая сочувствие, кивайте головой в знак внимания.
В особенно эмоциональном разговоре нелишней будет даже жестикуляция — конечно, в рамках приличия. Скажем, аккуратно развести руки в стороны в знак сожаления будет прекрасным знаком как Вашего внимания, так и здоровой, живой вовлеченности в разговор.
Не забывайте и про плечи: ссутуленная спина может сигнализировать об усталости, поднятые плечи — о страхе, подавленности, сведенные вперед плечи — о желании защиты.
Наблюдайте за собеседником, но не забывайте о том, что к Вам присматриваются также — не выражайте негативные эмоции, если в этом нет надобности! И чем больше Вы будете обращать внимания на подобные детали во время диалога, тем скорее придет к Вам умение грамотного ведения диалога.
И успех окажется не за горами!