Искусство трат

Увеличить

«Заработал стресс? Потрать на покупки!» Эта остроумная формула – часть рекламной концепции, разработанной для крупного торгового центра, недавно открывшегося в Москве. Что таким образом хотел сказать нам безымянный копирайтер? Что шопинг – это отдых. Что делать покупки – значит, сбросить напряжение и потратить время на себя, любимую. И что в магазине можно приятно провести время – так приятно, что уходить не захочется. Как будто мы сами этого не знаем!

Доходные расходы

Знаем, потому-то торговые центры обеспечены спросом на долгие годы вперед. Ведь, бегая по магазинам, мы тратим не только деньги, но и энергию. Поэтому шопинг в условиях города зачастую становится единственным видом отдыха, который могут позволить себе занятые особы, равнодушные к фитнесу. Так, полчаса с тележкой в супермаркете дают нам расход 100 калорий, а пробежка по примерочным с грудой вешалок - и того больше. Эта легкая физическая нагрузка благотворно сказывается на состоянии сердечно-сосудистой системы, укрепляет мышцы ног. А уж если представить, сколько гормона радости впрыскивается в кровь после удачного приобретения, процесс покупок едва ли не покажется спортом, занятия которым, как известно, тоже повышают настроение.

Шутки - шутками, а немецкая фирма Wanzl создала тележки для супермаркета, которые оказывают сопротивление при ходьбе – чем не спортивный снаряд? Пока, увы, увидеть их можно только в лондонских продмагах «Теско». В нашем же распоряжении есть другой тренажер – корзина для продуктов. За 15 минут ходьбы с полной корзиной вы тратите вдвое больше калорий, чем с тележкой. Главное, чтобы в корзине лежали свежая капуста, яблоки, рыба, орехи, творог и красное вино, а не сушки, колбаса и газировка.

А еще процесс потребления освобождает от стресса, и вот почему. Во-первых, он увеличивает чувство собственной значимости («Могу себе позволить»). Во-вторых, удачно приобретенная вещь – источник комплиментов вашему хорошему вкусу и практичности. Ну а о благоприятном влиянии шопинга на организм мы уже говорили. Все это дало основание рекомендовать «шопинг-терапию» людям, чрезмерно утомившимся на службе, одиноким и неуверенным в себе.

Тренер по шопингу

Шопинг, как распространенный вид активного отдыха, нуждается в добротном письменном руководстве. Увы: беглый обзор московских книжных магазинов показывает, что книг по шопингу у нас до сих пор практически нет. Так что, леди, сведущие в данной сфере, перед вами открывается широкое поле для литературной деятельности.

А вот специалисты, помогающие потратить деньги с умом, в Москве уже появились. Услуги «шопинг-тренера», который подскажет, какие вещи стоит выкинуть из гардероба, а какие приобрести взамен, и прогуляется с вами по соответствующим отделам, стоят денег. Но по сравнению с тем, что вы сэкономите, не купив лишнего, совсем небольших (от 200 евро). Если решитесь выложить эту сумму, просите «тренера» комментировать выбор той или иной вещи – или отказ от нее. После такой лекции вы сами сможете и сами просветить в вопросах имиджа кого угодно. Кстати, имиджмейкеры называют несовершенный вкус потребителей одним из факторов, приводящих к вечному дефициту финансов.

В каждом спорте - свои нормативы. В шопинге, к счастью, они не имеют ничего общего с цифрами. Стать Заслуженным мастером – значит, делать разумные и выгодные покупки, повышающие жизненный тонус и качество, получая в качестве бонуса веру в себя и заслуженные похвалы. И если пловчихи-рекорсменки широкоплечи, а гимнастки низкорослы, то портрет умелой покупательницы выглядит, согласно исследованию американских социологов, так.

Женщина, которая ходит по магазинам 17 и больше часов в неделю и тратит свыше 200 долларов за поход, стройнее, сильнее и здоровее женщины, которая делает покупки реже и тратит меньше. У нее меньше морщин, она моложе выглядят, энергична и чувствует себя моложе своих лет. Она уверена в себе и редко страдает депрессией. На другом берегу океана, в Швеции творится то же самое. К примеру, настроение женщин, которые ходят по магазинам в течение недели лучше, чем у тех, кто делает это раз в неделю. Эти дамы полны самоуважения, особенно если покупают не посуду и еду, а обувь, духи и украшения.

Секс, дрожь и телевидение

Привычка тратить рождается вместе с женщиной. Установлено, что главный фактор, толкающий нас в магазин – рефлекс накопления, записанный на подкорке. В тяжелые времена шансов выжить было больше у самых запасливых, «домовитых». И хотя у привычки «разбазаривать деньги», как квалифицируют шопинг некоторые мужья, с домовитостью мало общего, корни – одни и те же. Психолог на их месте вспомнил бы о «генетической программе ответственности за семью». Так что скажите недовольному мужчине, что покупать, с точки зрения женской природы, – такая же базовая потребность, как питаться и, скажем, заниматься любовью.

И, раз уж на то пошло, шопинг с сексом роднит очень многое. Как пишет английский психолог Патрик МакГи, «...процесс покупки весьма эротичен. В модных магазинах свет обычно слегка приглушен, стены окрашен в пастельные тона. Люди чаще всего ходят по магазинам и занимаются сексом по выходным, и эти два занятия подсознательно связываются».

Его мысль продолжает популярная писательница Евгения Шацкая: «И покупки, и секс связаны с мужчиной и ожиданиями. Секс и обновки – это реальные приятные события на пути к Великой Мечте. Получается что покупки и секс взаимозаменяемы? То же возбуждение, та же сладострастная дрожь во всем теле и расслабленное состояние после совершения акта обладания».

Узнаете себя по приметам? Осторожно! Вероятно, для вас шопинг перестал быть просто активным отдыхом и получил сверхзадачу – компенсировать недостающие положительные переживания. Конечно, в той или иной мере мы все склонны забывать обиды и разлуки, перерывая гору модной одежды.

Но некоторые, увы, переходят разумные пределы. Перед страстью к покупкам равны богатые и бедные. С легкой руки английских врачей, слово «шопинг» приобрело второе значение – патологическое стремление к непомерным или слишком частым тратам. Сначала вы «загуливаете» в магазинах житейские неприятности, как другие заедают его пирожными и запивают алкоголем. А потом чувствуете напряжение, если не были в магазине пару недель. Налицо зависимость. И беда не в том, что человек перестает себя контролировать – нам всем не помешала бы капелька спонтанности. А в том, что потребление заменят собой все радости жизни, опустошая личность. Но это в сложных случаях. В прочих избавиться от легкой шопингомании можно в два счета. Итак:

  • Покупайте в небольших магазинах, заранее намечая цель покупки.
  • Берите с собой ограниченную сумму денег.
  • Начните откладывать деньги на крупный проект.
  • Не ходите в магазины «на экскурсии», «просто посмотреть».
  • Научитесь торговаться везде: от рынка до бутика (это возможно!).
  • Откладывайте вещь вечером и возвращайтесь (если не передумаете) за ней утром.
  • Крупные покупки делайте с хорошим консультантом.
  • Продукты, которых нужно много, лучше покупать «крупным оптом» - один раз на целый год.

И последнее. Отсекайте от реальных потребностей советы «из телевизора», особенно телерекламу. В век медиатехнологий этот навык поможет сохранить вам трезвый взгляд на вещи, даже те, что «пахнут французской свежестью», «прибавляют понимания», дают вам «почувствовать себя богиней», вдоль и поперек расшиты пайетками и позволяют вдвое похудеть за неделю. Мы же настроились на активный отдых. Следовательно, планировать цель и маршрут будем самостоятельно.

Без границ!

Шопинг как вид активного отдыха можно совместить с еще одним видом: путешествиями. В этом случае вы будете избавлены от комплекса вины, поскольку из беготни по магазинам для «продвинутых» ваш досуг превращается в разумную трату денег с культурологическим уклоном.

Действительно, мировые столицы преимущественно дешевле Москвы. К тому же, подбирая местечко для торгового центра, тамошние власти частенько располагают их в красивейших зданиях ушедших эпох. Меня, например, до глубины души потряс неаполитанский, с позволения сказать, магазин в роскошном здании на Пьяцца дель Плебичито, прямо напротив Королевского дворца. В огромных арочных проемах, открытых семи ветрам, – мы приехали к самому закрытию – чумазые «бамбини» играли в футбол, не обращая внимания на витрины с надписями Boss, Cacharel, Escada и другими вызывающими восторг буквосочетаниями. Такой магазин с историей вы встретите в каждом городе Европы: история, в конце концов, тоже часть их ассортимента.

К примеру, вы в Берлине. Найдите в путеводителе церковь кайзера Вильгельма и пройдитесь от нее по Курфюрстендамм – главной торговой артерии города. Цены на Ku-Damm, как ее называют знатоки, подвержены простой градации, и чем дальше вы будете удаляться от центра, тем доступнее они будут – так что в добрый путь. При подходе к улице Tauentzienstrasse вы обнаружите милые девичьему сердцу названия Zara, Morgan, Gap. Скажете, скучно? Ничуть, ведь ассортимент «их» магазинов отчего-то всегда богаче и разнообразнее «нашего». Мир устроен несправедливо, и чтобы отвлечься от этого, рекомендую посетить «КаДэВэ» (KaDeWe, или Kaufhaus des Westens) – один из пяти крупнейших магазинов мира. Вы поймете: жизнь полна чудес – и пятьсот сортов сыра, расположенных под крышей берлинского универсама, подтверждают этот факт.

В Лондоне имеет смысл посетить бутики английских дизайнеров: Софии Кокосолаки, Аркадиуса, Дженни Пэкхэм. Если же вы более турист, нежели покупатель, добро пожаловать на блошиный рынок Портобелло. Здесь продаются совершенно невероятные вещи, и, буде вы таки не обошли вниманием бутики, на Портобелло вы легко обнаружите аналог какой-нибудь дизайнерской шляпки за полфунта стерлингов. Слава Лондона как модной столицы – еще и заслуга местных байеров, и даже в прибежище банальнейшего люкса, типа D&G, реально купить что-то необычное и прекрасное. Это особо касается Реджент-стрит и его «горячей точки» - красивейшего универмага «Либерти» с эксклюзивными ценами на соответствующие товары. В цейтноте же – а мы-то знаем, что шопингу он товарищ и брат – не медля отправляйтесь на Оксфорд-стрит, дом 400. Это Selfriges, супермаркет, в котором есть все: духи, туфли, сумочки, посуда, постельное белье, каминные щипцы и нежнейшие сашетки с сухоцветами.

Увидев Париж, завзятая любительница шопинга рискует умереть от избытка чувств. Bon Marche и Printemps – этих двух названий достаточно, чтобы расписать экскурсионную программу на день. И тот, и другой магазины открылись в позапрошлом веке, а закроются еще нескоро, так как стали достопримечательностями национального масштаба. Первый славится своими рождественскими витринами. Второй – дефиле, которые ежеутренне проходят на седьмом этаже. За шедеврами от кутюр нужно ехать на Елисейские поля, а на Рю Сэн-Дени вы рискуете потратить половину бюджета на милые безделушки и украшения для дома, в которых французы знают толк.

Делать покупки в Милане – это вам не лететь в какой-нибудь шоп-тур на окраины Рима (хотя и такое путешествие не лишено смысла). Для овладения искусством тратить по-итальянски вы должны выкроить уикэнд в июле-августе или январе-феврале, взять билет с открытой датой – и через четыре часа полета и трансфера очутиться в городе, в котором слово «Sconti» - «Скидки» мелькает едва ли не в каждом окне. Из «Квадрата моды», образованного улицами Манцони, Монтенаполеоне, делла Спига и Корсо Венеция, вырваться так же сложно, как из Бермудского треугольника. Магазины обуви Серджио Росси, Тодс, одежды Версаче, Москино, Армани, Черрути, Эрмес, Прада, Ферре – и других модных фетишей – хвастаются убранством витрин и интерьеров. Крокодиловая кожа на ручках сумочки и опорах потолочных сводов, мех на подкладке сапожек и кованых перилах, фарфоровые сервизы, от которых не отвести глаз, и изящные резные табуретки – известные дизайнеры не заработали бы столько денег, не будь они мастерами на все руки!

В чем можно лишний раз убедиться, попробовав лососевого салата в ресторане «Армани Нобу». В нем близость высокой кухни и высокой моды становится более чем очевидной. Например, потому, что вы провели на ногах целый день, расталкивая японских туристов, которые, кажется, не умеют ходить группами меньше 10 человек. А вам еще весь вечер томно прогуливаться перед фасадами, обсуждая сегодняшние покупки и планируя завтрашние. Так что чашечка ристретто после ужина придаст вам сил. Ведь что такое шопинг? Это искусство совмещать приятное с приятным. И чувствовать себя легкомысленной. И отдаваться этому чувству, как любви – любви к самой себе.

Куда податься за...

... модной одеждой: самыми небанальными в городе бутиками признаны «Лидэ», Le Form, UK Style, A-maze и Garderobe; русские дизайнеры продаются в Cox и в «Марках».

... недорогой одеждой: сеть магазинов распродаж «Сток-центр» и семейных универмагов «Фамилия» можно навещать и в пору финансового кризиса.

... необычной одеждой: скон-хенд «Фрик-Фрак» на Шаболовке москвичи признают аналогом британского Портобелло; «Подруга брата» в Детском Мире – еще один ареал обитания странных нарядов.

... разнообразной одеждой: в крупных торговых центрах, а это «Мега» в Ясенево и «Мега-2» в Химках, «Крокус-Сити Молл» и «Гвоздь» близ Строгина, «Атриум» и «Охотный ряд», вы рискуете провести целый день, зато решите свой имидж на полгода вперед.

... косметикой и парфюмерией: (в порядке возрастания цен) «Абрат-Престиж», «Л’Этуаль», «L’Ile de Beaute», «Douglas Rivoli», эксклюзивная парфюмерия в ЦУМе.

... мелочами для дома: 4 этаж «Калинки-Стокманн» на Смоленской, сеть магазинов «Домино», «Красный куб» и «Мульти».

... подарками: посетители магазинов «Брюссельские штучки», «Подарки для старых русских», «Бюро находок» слывут в кругу друзей фантазерами и творческими личностями. Что тут скажешь: места надо знать!

... стильной трапезой: к вашим услугам гастрономический бутик Fauchon и обновленный магазин «Елисеевкий».

... информацией о низких ценах и распродажах: www.rasprodaga.ru, www.minimumprice.ru, www.wowmarket.ru.

 

Автор: Инна Органова
Комментариев нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.