64. Самоактуализация личности

Увеличить

«Самоактуализирующейся личности» присущи следующие особенности:

  1. полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);
  2. принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);
  3. профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;
  4. автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;
  5. способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;
  6. постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
  7. различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для достижения цели»);
  8. спонтанность, естественность поведения;
  9. юмор;
  10. саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;
  11. готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей.

Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста — вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации.

Принадлежность к группе и чувству самоуважения — необходимые условия для самоактуализации, поскольку человек может понять себя, только получая информацию о себе от других людей. И напротив. патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: пассивная позиция по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты «Я»: проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию. Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы.

Этапы деградации личности:

  1. формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);
  2. создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости;
  3. создание «чистоты» социального окружения — разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя;
  4. создание культа «самокритики», признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал;
  5. сохранение «священных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии);
  6. формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).

В результате всех этих факторов для человека становится привычным «нереальное существованием, поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности», у человека формируется несколько «Я», изолированных функционально друг от друга. Образуется «экзистенциальный вакуум», когда человек потерял «животные инстинкты», потерял социальные нормы традиции, определяющие, что человек должен делать, и в результате он сам не знает, чего он хочет (а может, уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что хотят другие, выступая «пешкой» в чужих руках.
 

Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин
100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ОТВЕТОВ
ПО ПСИХОЛОГИИ
экзаменационный экспресс-справочник
 

Комментариев нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.