69. Способности
Способности — это
Способности можно классифицировать на:
- природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа
условно-рефлекторных связей); - специфические человеческие способности, имеющие
общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
- общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук
и т. д. ), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические,литературно-лингвистические ,художественно-творческие , спортивныеи т. д. ); - теоретические, определяющие склонность человека к
абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности кконкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям; - учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом;
- способности к общению, взаимодействию с людьми и
предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образамии т. д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью,
Задатки — это некоторые генетические детерминированные (врожденные)
Индивидуальные (
Способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.
Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность — одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ОТВЕТОВ
ПО ПСИХОЛОГИИ
экзаменационный