61. Типология поведения по Макгвайру
Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. Потребность — это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в
- результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведение) либо
- проявлением
какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение).
Целью поступка человека может быть:
- сохранение привычного, адаптивного состояния (стабильность) либо
- приобретение нового качества, новых результатов (развитие).
Закончиться поступок может при достижении:
- желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо
- желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата
и т. п. ).
Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения.
Перцептивное поведение — стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.
Защитное поведение — любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе.
Индуктивное поведение — восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.
Привычное поведение — удовлетворение от положительного подкрепления — создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.
Утилитарное поведение — стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).
Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к
Сценарное поведение — человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.
Моделирующее поведение — варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим человеком, так и другими людьми.
Уравновешивающее поведение — когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их «примирить», согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.
Освобождающее поведение — человек стремится «обезопасить себя» (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся «негативных условий существования» (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость.
Атрибутивное поведение — активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.
Экспрессивное поведение — в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.
Автономное поведение — когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего «локуса контроля» своих поступков, представление о себе как об активном «деятеле», а не исполнителе
Утверждающее поведение — переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.
Исследовательское поведение — стремление к новизне физического и социального окружения, готовность «терпеть» информационную неопределенность, «редуцирование» разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.
Эмпатическое поведение — учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.
100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ОТВЕТОВ ПО ПСИХОЛОГИИ
экзаменационный