Вопрос 33. Философия морали. Возникновение морали.
Философия морали — это область размышлений, пред¬метом которой является не только мораль и ее теория — этика как весьма отдаленный предмет, но и нормативная и описательная этика или нравственность как более понят¬ный, а значит и более близкий предмет. Ее называют так¬же критической этикой или метаэтикой. Философия морали сосредоточивает свое внимание на определенной сфере человеческой действительности и че¬ловеческой жизни. Она включает в себя мораль, философ¬скую рефлексию о ней — этику, а также методологию эти¬ки или метаэтику.
МОРАЛЬ (нравственность) (лат. Moralis — нравственный, mores — нравы) — специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В любом человеческом сообществе есть необходимость в согласовании форм жизнедеятельности, коррелировании различных и порой альтернативных между собой целеполаганий. В отличие от жестко фиксированных и сопряженных в своем функционировании с определенными организационными структурами формами регуляции (правовая, религиозная и др.),
М. выступает, как правило, в качестве «неписанного закона», реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания. М. генетически восходит к феномену обычая; применительно к индивиду основные нравственные ценности усваиваются им в процессе личностной социализации. В
М. — постоянное нормотворчество людей, жизненный процесс, в котором основная фигура — сам индивид, человек, творец, своего бытия. Руководствуясь общечеловеческими нравственными требованиями в качестве
Происхождение морали.
Автономизм и гетерономизм и проблема гуманизма. Если принять в качестве критерия классификации источ¬ник моральной обязанности, то можно отличать авторитар¬ные этики от гуманистических Для первых характерен так называемый гетерономический деонтологизм, т е поиски источника морального обязательства в авторитете, внеш¬нем по отношению к человеческому индивиду Этот авто¬ритет решает, что есть добро и что — зло, и устанавливает нормы поведения В этиках данного типа человек не явля¬ется дарителем норм, а лишь их адресатом. Измена норме представляет собой на почве авторитар¬ной этики суть морального зла Единственным достоинст¬вом, как отмечает Эрих Фромм, является повиновение, а неповиновение — единственная безнравственность. Непро¬стительной ошибкой или грехом в авторитарной этике яв¬ляется бунт, подвержение сомнению прав авторитета в от¬ношении установления норм и нарушение аксиом, которые якобы были установлены в интересах всех индивидуумов. Даже если человек согрешит, принятие им наказания и чувство виновности вернут его к Добру, потому что таким образом он соглашается с преимуществом авторитета.
Гуманистические этики основаны на следующем прин¬ципе Добро — это то, что служит человеку как индивидууму и как виду, причем сам человек различает (хотя и не всегда удачно!), что для него является добрым, и соответственно этому познанию формирует свои нормы поведения.
Характеризующаяся автономным деонтономизмом гу¬манистическая этика имеет антропоцентрические основания восходящие еще ко временам античности — «человек- это мера всех вещей», «гуманность составляет для человека высшую ценность». Моральные оценки имеют значение лишь по отношению к человеческому существованию и в нем находят свои корни.
Происхождение зла К. Маркс
Зло происходит
Экзистенциализм.
Зло происходит