Вопрос 32. Историческая типология основных политических систем (империя, конфедерация, национальное государство современного типа).

Увеличить

Так, например, Римская империя начала нашей эры, основанная на рабовладении, не похожа на Британскую империю XIX–XX веков, базирующуюся на капитализме. Тем не менее вполне можно говорить об имперских системах, обладающих общими чертами, как определенном типе политической организации.

Как правило, имперские политические системы имеют следующие характеристики: а) обширная территориальная основа; б) сильно централизованная власть; в) стремящиеся к экспансии элиты; г) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией; д) наличие общего политического проекта, стоящего над интересами конкретных групп; е) разнородный этнический, культурный и национальный состав.

Империи всегда были политическими системами, организуемыми элитами с целью распространения их власти на желательно, но не обязательно граничащие с центральной территорией зоны. При создании империй элиты руководствовались разными мотивами. Основную роль при этом играли причины экономического характера, хотя, конечно, не следует недооценивать и военные причины, а также мотивы, связанные со стремлением увеличить международный престиж.

Имперские системы возникают за счет территориальной экспансии из первоначального ядра, которым может быть город (Рим, Куско) или национальное государство (Великобритания, Франция). Экспансия может осуществляться различными методами, причем главными являются военное завоевание, основание колоний, создание административного, подчинения имперской элите, контроль экономических ресурсов периферийных зон и т. д. Имперские элиты являются не только жертвами «миражей бессмертия», но и иллюзии мирового господства. Они мечтают о распространении своей власти на всю планету и ради этой цели способны развязывать опустошительные военные конфликты. В результате своих экспансионистских устремлений имперские элиты захватывают обширные территории. Однако, вследствие отдаленности этих территорий от имперских столиц, элиты зачастую вынуждены создавать относительно децентрализованные политико-административные органы, руководимые лояльными по отношению к элите, но пользующимися некоторой самостоятельностью в выполнении своих обязанностей чиновниками.

Конфедерация — это тип системы, который характеризуется добровольным объединением двух или большего числа суверенных государств. Примером политических систем подобного рода является Швейцарская конфедерация и конфедерации, создававшиеся в последние десятилетия различными арабскими странами (Египтом, Ливией, Сирией и т. д.) Ханс Кельсен, много занимавшийся проблемами конфедераций, пишет: «Конфедерацию следует определить как союз суверенных государств с целью защиты извне и совместного осуществления определенных государственных целей внутреннего плана.

Конфедерацию обычно создаются путем подписания международных договоров представителями соответствующих государств; в них устанавливаются политико-административные органы, власть которых признается государствами-членами. Как видно, конфедерации — это политологические системы, в которых государства-члены не распадаются, сливаясь затем в ассимилирующее всех их единое государство. Отношения между ними симметричны, то есть в соответствии с законом они равны, в отличие от асимметричных отношений между центром и периферией в империях. Кроме того, государства, объединившиеся в конференцию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным.

Что касается внутренней организации конфедераций, следует отметить следующие моменты: а) финансовые ресурсы образуются из взносов государств-членов; б) вооруженные силы принадлежат каждому из государств-членов, хотя формально и находятся под общим командованием; в) нормы закона становятся обязательными, если они опубликованы в качестве закона каждым государством-членом; г) в состав законодательного органа входят представители объединенных государств — в равном количестве и обладающие одинаковыми полномочиями; д) бюрократический аппарат, общий для всех государств-членов, отсутствует; е) исполнительные органы имеют коллегиальный характер; ж) международная политика проводится совместно, хотя это не исключает самостоятельности в конкретных вопросах. Особенно часто конфедерации возникали в условиях переживаемого государствами военного кризиса, причем в объединении они видели средство против внешней опасности.

Современное национальное государство — это политическая система, знакомая нам в наибольшей степени вследствие ее распространенности по всей планете; мы уже неоднократно упоминали о нем в настоящей работе. Эта получившая наибольшее распространение в нашу эпоху, независимо от идеологий и цивилизаций, политическая система возникает в Европе в XVI веке. Она заменяет средневековую политическую систему, характеризовавшуюся множественностью центров децентрализованной власти и преобладающим влиянием церкви и папства. Современное национальное государство пришло на смену средневековому полицентризму, противопоставив ему свое суверенное единство и освободившись от папской опеки над светской политикой. Тем самым был преодолен дуализм духовной и светской власти, ставший причиной стольких конфликтов в Средние века.

Формирование новой политической системы прошло через два основных этапа: а) этап абсолютных монархий, наиболее характерным образцом которых, возможно, была монархия во Франции. Ее дух выразился в знаменитой фразе Людовика XIV: «Государство — это я»; б) этап конституционных монархий, где «король царствует, но не управляет», и новых республик.

Среди черт современного национального государства следует назвать: а) единство и территориальную стабильность; б) концентрацию суверенной политической власти в руках элиты, которая стоит над прочими группами; в) формирование зависимых от политической элиты вооруженных сил; г) создание единой бюрократии; д) развитие централизованной судебной системы. Короче, в отличие от средневековых политических институтов, современное национальное государство характеризуется централизацией политической власти и четким выделением своей территориальной сферы.

Историки отмечают, что данное государство возникает в связи с капиталистическим развитием, которое требовало целостности политической системы как гарантии формирования национальных рынков, где был бы возможен обмен продукцией массового производства. Как отмечает Макс Вебер, «национальным является такое государство…, которое предоставляет капитализму возможность выжить
 

Комментариев нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.