Вопрос 24. Свобода как социальный идеал и личная ценность: свобода и ответственность

Увеличить

Родовыми характеристиками человека являются разум, труд, творчество, свобода и ответственность. Диалек¬тика свободы и ответственности создает пространство вы¬бора для личности, через которое она реализует свою ин¬дивидуальность. Реализация человека связана с теми возможностями, которые предоставляет ему социальная система. Конечно, человек всегда может осуществить сво¬бодный выбор, но одно дело выбирать между ролью жерт¬вы или палача, а совсем другое — выбирать между разно-образием профессий, позиций и действий, которые предо¬ставляются человеку в высокоразвитом демократическом обществе. В связи с этим актуальна проблема прав и сво¬бод личности, которая решается различно в современных социально-философских теориях. Философия издавна ори¬ентировала человека на высшие ценности, главными сре¬ди которых являются истина и свобода. «Я дам Вам исти¬ну, и она сделает Вас свободными», — это обещание, кото¬рое давали Сократ и Христос, лучше всего выражает связь этих фундаментальных ценностей.

Власть присутствует как в юридически-правовой, так и в повседневной форме. Поэтому сегодня отстаивать сво¬боду — означает: во-первых, добиваться социальных, по¬литических и юридических прав и гарантий, а во-вторых, учиться самостоятельно выбирать лидера, образ жизни, стиль одежды, стиральный порошок — все, что стремят¬ся навязать с помощью специально подобранных фактов, тенденциозных комментариев, навязчивой и скрытой рекламы.

  1. Свобода индивида предполагает и опирается на сво¬боду остальных. Границу свободы одного человека обра¬зует свобода другого. Таким образом, предполагается един¬ство юридической независимости и нравственной откры¬тости, выражающейся в признании свободы другого.
  2. Свобода гарантируется правом, которое связывает насилие принципами справедливости. Свободный чело¬век имеет защиту от насилия и может выражать свою волю. Власть как таковая реализуется в ходе свободной борьбы сил. Сила определяется, т. е. ограничивается дру¬гой силой, а не разумом или моралью, которые взывают к абстрактной справедливости. Вместе с тем борьба сил, не ограниченная разумом и моралью, приводит к истреб¬лению, к энтропии. Поэтому сила стремится получить разумное, правовое обоснование и, таким образом, вы¬нуждена отказываться от произвола и насилия
  3. Права свободного человека реализуются в обще¬стве, которое обеспечивает изъявление его воли. Обще¬ство, в котором каждый человек в зависимости от уров¬ня политической зрелости и аргументированности при¬тязаний на власть может рассчитывать на признание, называется демократическим. Претенденты на власть ведут в соответствии с избирательным законом предвы¬борную агитацию. Выдвижение кандидатов различными группами населения зависит от необходимого числа под-писей и не ограничивается. Посредством выборов форми¬руется правительство. Таким образом без применения насилия власть может быть изменена в соответствии с желанием избирателей.
  4. Свобода, как известно, связана с истиной, и демок¬ратизация представлений об истине заключается в том, что она перестала быть достоянием посвященных. Так же как и политическая воля, политическая истина отыскивается в ходе свободных дискуссий, в которых участвуют как по¬литики, так и общественность. Дискуссии и переговоры способствуют: а) повышению компетентности, информи-рованности, раскрытию скрываемых сведений; б) выявле¬нию неявных или кажущихся естественными предпосы¬лок и ориентаций общественного развития; в) достижению взаимного согласия и признания чужого мнения.
  5. Демократия имеет исторические формы, и ее крити¬ки справедливо указывают на то, что она легко превраща¬ется в охлократию — власть толпы, которая, как извест¬но, вырождается в тиранию. Выходом является повыше¬ние культурного, образовательного, жизненного уровня всего населения.
  6. Свободные выборы власти должны проверять обосно¬ванность ее претензий на управление обществом. Таким образом, конечный эффект демократического общества обусловлен решимостью населения отстаивать свободу. Демократический строй также связан с соблюдением оп¬ределенных границ власти, которая не должна вмешивать¬ся в частную жизнь человека, а ограничивается только необходимыми для соблюдения общественного порядка мерами.

Свобода и ответственность личности проявляются не только в сфере политической жизни. Литература, театр, кинематограф XX в. постоянно анализируют ситуацию выбора и определяющих его факторов, будь то моральные нормы, личные принципы или общественное мнение. Че¬ловек учится выбирать, его учат выбирать и ему навязы¬вают выбор. С одной стороны, любая свобода обремени¬тельна, тогда как принуждение освобождает от ответ¬ственности. С другой — человек может быть свободен, только принимая на себя ответственность за любой по¬ступок, поскольку в конечном счете всегда можно посту-пить иначе.

В настоящее время вряд ли найдется хотя бы одна се¬рьезная концепция человека, абсолютизирующая свобо¬ду или несвободу личности. Свобода и ответственность че¬ловека находятся в диалектической взаимосвязи: любая возможность выбора имеет рамки, созданные обществом и культурой, и любой выбор предполагает ответственность, поскольку влияет на условия и возможности выбора дру¬гих людей. При этом расширяющиеся возможности ком¬муникации создают многообразные уровни ответственно¬сти и свободы, в которых конкретная личность ищет свои жизненные смыслы и формирует жизненные практики.
 

Комментариев нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.