Адаптируем с двух сторон
Двусторонняя адаптация новичков. Опыт компании Northrop Grumman Marine.
В традиционном процессе адаптации сотрудников информация идет от компании к новичку. Проводятся вводные курсы и тренинги, прикрепляются наставники, новички изучают правила и ценности компании, адаптируются к новым условиям.
В Northrop решили, что это не совсем правильно, и наладили движение потока информации от новичков к компании в виде рацпредложений. Это позволило им на полную мощность использовать ценный источник новых идей — неадаптированное восприятие компании новичками, а если быть точнее — незашоренные правилами и процедурами мозги новичков. Процесс был назван «New to Veteran Forum» («От новичков к ветеранам»).
Новички имели возможность вызваться для участия в этом процессе, но некоторых, особенно ярко проявляющих себя в первые месяцы работы,
Компаниям, решившим начать подобный процесс, Northrop рекомендует регулировать размер групп новичков, участвующих в процессе. В каждый момент времени нужно управлять одной группой из максимум 10 человек, иначе процесс будет неэффективным и с низким качеством. Особенно регуляция групп важна, когда будет нарастать количество самовыдвиженцев — новичков, специально не приглашенных к процессу, но желающих озвучить свои идеи. Отказывать им ни в коем случае нельзя.
Работа каждой группы начинается с установочной сессии. На нее приходят специально приглашенные к процессу новички, добровольцы, руководители новичков, опытные сотрудники,
Цель мероприятия — показать, что:
- компания ценит опыт, мнение, знания, таланты и инициативу всех сотрудников
- компания привержена идеям постоянного совершенствования, и она рассчитывает, что новички помогут ей в этом
- у новичка есть возможность быть услышанным, повлиять на компанию. Участие в процессе позиционируется, как важная часть карьерного пути сотрудника в компании
- основой для принятия идей новичков станет оценка затрат и выгод от идеи
- внедрением принятой идеи будет руководить ее автор.
После установочной сессии новички готовят презентацию идеи, инструмента, решения, метода
Презентация должна содержать 4 слайда в PowerPoint:
- 1й слайд описывает суть идеи, инструмента, подхода, метода и пр.
- 2й сравнивает новый концепт с текущим положением дел.
- 3й показывает, какие улучшения произойдут.
- 4й слайд говорит о затратах и приблизительном сроке реализации концепта.
После установочной сессии, комитет, состоящий из менеджмента и опытных сотрудников, собирается, чтобы выслушать презентации. Каждая длится не более 10 минут, 5–10 минут дается на вопросы. За три часа рассматриваются 10 идей новичков. После этой встречи члены комитета расходятся, чтобы проанализировать услышанное, задать уточняющие вопросы (если они появятся) авторам идеи в свободном режиме.
Подводный камень процесса возникает именно здесь — менеджеры и эксперты часто в суете и текучке забывают, что нужно завершить оценку идей. Именно в этот момент
По результатам оценки руководителей и экспертов идеи новичков калибруются — они помещаются в один из четырех квадрантов матрицы «Низкая/высокая выгода для компании — Сложное/простое внедрение». К реализации берутся идеи из квадранта «Легкое внедрение — высокая ценность».
После калибровки идей новички и члены комитета собираются еще раз. Руководители объясняют, почему та или иная идея была взята на вооружение. А вот тем, чьи идеи были не приняты, обратная связь дается индивидуально одним из членов комитета, который беседует с новичками уже
От момента формирования группы из 10 новичков до момента принятия идеи комитетом (кстати, его состав может меняться) проходит не более 2х месяцев. После этого
Опыт компании Northrop вошел в 2010 Best HR Ideas in Training&Development по версии Human Resource Executive inline.
Ссылки по теме
В первые два-три дня после выхода на работу нового сотрудника начинается его знакомство с компанией. И именно в эти несколько дней многие новые, даже самые опытные сотрудники чувствуют себя неуверенно и более всего нуждаются в поддержке.
Новичок оказывается в непривычной для него обстановке: другая должность, другие обязанности, незнакомые люди. В это время решается отношение нового человека к своему рабочему месту — почувствует ли он себя частью коллектива?