Подготовка детей к школе и индивидуальные особенности детей
Старый, как мир, вопрос: нужно ли учить ребенка до школы? — давно уже не актуален. ХХ век с ростом информации и школьных проблем, интенсивностью обучения, увеличением нагрузки на хрупкое здоровье детей, заставляет школу и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частично разгрузила его на первых, самых сложных этапах обучения. Различия в детском развитии столь велики, что можно только рассматривать индивидуальные программы подготовки. Система должна быть многоплановой, а занятия с ребенком — ступеньками к школе, а не обучением его письму, чтению, математике, главное не забывать, что обучать, можно только тому, чему он способен обучаться.
Статистика показывает, что средний возраст поступления ребенка в школу от 6 до 7–8 лет. Не следует при этом забывать, что есть биологический и паспортный возраст, а разногласия между ними колеблются от полутора до двух лет.
Дошкольники «хотят знать все обо всем» — это принцип их жизни. И чем больше они узнают, тем больше у них возникает новых вопросов, самых неожиданных и странных для взрослых. В этот период ребенок с удовольствием играет, учится читать (или уже читает сам), сочиняет сказки, рисует, лепит и строит, считает и рассуждает о том «почему идет дождь?», «кому светит солнце?», «откуда дует ветер?», «хватит ли воздуха всем?», жадно впитывает все новое, задает десятки вопросов и сам готов отвечать на них.
Откуда потом берутся леность и неспособность «переваривать» сложную информацию? Может, мы, взрослые,
Социальное развитие: дети умеют общаться со сверстниками и взрослыми; хорошо ориентируются в знакомой и незнакомой обстановке; управляют своим поведением.
Организация деятельности: способны действовать по инструкции; планировать свою деятельность; оценивать качество своей работы.
Речь: правильно произносят звуки родного языка; обладают неплохим словарным запасом, грамматически правильно строят предложения, обогащают свою речь различными интонациями.
Интеллект: систематизируют, классифицируют и группируют процессы явлений, предметов, подвергая анализу
Внимание: способность к произвольному вниманию еще не велика, зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
Память: легко запоминают наглядные образы, а не словесные рассуждения, не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности
Мышление: доступна логическая форма мышления.
Развитие движений: могут освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, езде на велосипеде.
Все выше перечисленное относится к обычным детям, но есть еще и медлительные и леворукие малыши. Такие ребята относятся к особой группе риска и испытывают массу негативных реакций от того, что он «не такие как все», «другие», а взрослые еще стараются постоянно их «переделать» не очень считаясь с их возможностями, не замечая их страданий, от чего нарушается их развитие и ухудшается здоровье.
Большинство родителей заставляют детей в день пройти массу испытаний — занятия с учителем английского языка, репетитор по фортепиано или скрипке, тренировка в бассейне или теннисном корте, в последнее время это так модно, а еще вечером пригласят логопеда — вдруг ребенок неправильно произносит слова. И се это происходит ежедневно, без «отрыва от производства», а потом начинаются проблемы и наказание за все: вечером долго не засыпал, утром еле встал и оделся, за столом ковырял ложкой в тарелке, а на эстафете — вот ужас! — «всех подвел».
Уважаемые родители и педагоги не относитесь с безразличием к неудачам ребенка, остановитесь, дайте ему «передых», не позволяйте ему терять уверенность в своих силах. Просто