Главная страница \  Уютный дом  \  Статьи \  Ремонт  \  Все о ремонте \  История канализации. Часть III

История канализации. Часть III

Увеличить

В России-матушке дела с канализацией обстояли не в пример лучше, чем в Европе. Как свидетельствуют летописи, канализационная система, похожая на римскую, существовала в ряде славянских поселений уже в IX веке. А в XIV веке и в Новгороде, Киеве, Москве были вырыты подземные каналы для отвода сточных вод: известно, например, что в 1367 году была проведена канализационная труба от центра Московского Кремля до Москвы-реки.

Правда, у наших предков основным строительным материалом было дерево, и поддерживать санитарное состояние водопровода и сточных систем им было несколько сложнее, чем римлянам. Зато судьба-злодейка периодически устраивала принудительную дезинфекцию, насылая пожарища на деревянные постройки.

Водопроводы, остатки которых обнаружены в Новгороде, Старой Руссе и др. городах, устраивались ради снабжения водой промыслов – квасоварения, солеварения. И, конечно, для подачи воды в княжеские обиталища. Остатки самотечного водопровода, протянутого от родников к княжескому дворцу, обнаружены при раскопках, проведенных незадолго до Великой Отечественной войны в Ярославовом дворище академиком А.В. Арциховским. Они наглядно демонстрируют конструкцию водопровода, построенного, по-видимому, в конце XI – начале XII в. Трубы его состояли из двух плотно пригнанных, но не скрепленных между собой выдолбленных колод с внутренним диаметром около 14 см и наружным около 30 см. Рядом с водопроводом был обнаружен канал глубиной в 4 бревна. Дна он не имел, поскольку, скорее всего, был предназначен для осушения почвы, и был крыт обтесанными пластинами и берестой.

В Московском же Кремле водопровод был создан в конце XV в. Он подавал воду от родника, буйно бившего в подземелье Угловой башни. Но тут уже использовались подземные каменные каналы. А внутри Кремля, возможно, водопровод был построен из свинцовых труб.

А в 1631-1633 гг. самотечный водопровод был дополнен напорным – мощностью 1 лс. В освинцованный резервуар, расположенный на башне, с помощью подъемной машины, приводимой в движение лошадью, подавалась вода из Москвы-реки. А потом, по свинцовым трубам, распределялась по Кремлю.

«Красота спасет мир…» Наверное, именно поэтому водопроводы в России развивались гораздо активнее, чем канализационные системы. Еще бы – ведь гидротехнические новинки особенно охотно применялись для устройства фонтанов и прудов в царских резиденциях (в 1749 г. для питания прудов в парке Царского Села был построен водопровод на базе Виттелевских ключей, в 1773 г. началось строительство более производительного Таицкого водопровода). А вот идея строительства канализаций встречала множество возражений и споров – в Москве городское начальство вело дебаты на эту тему долгие 20 лет и начало решительные действия только 1894 г.

А изначально канализация Кремля представляла собой открытые и закрытые коллекторы, выложенные камнем или кирпичом – отдельно для нечистот и для дождевой воды. По этим коллекторам стоки отводились в ближайшие водные протоки. Постепенно канализация выходила за пределы Кремля. В 1812 году были перекрыты сводами Самотечный и Неглинный каналы. Между тем, развитие канализации сильно отставало от роста города (и это верно для большинства российских городов).

Стоит отметить, что канализация на Руси благополучно пережила нашествие татаро-монгольских орд, но пала жертвой бесхозяйственности, расцветшей в Смутное время – до санитарии ли, когда судьба престола под вопросом. Вот тогда и начались вспышки эпидемий не хуже, чем в Европе. Немного стабилизировалась обстановка в городах при Петре I, но в основном по части устройства водопроводов, да и то не настолько, чтобы этим можно было гордиться. В его царствование в Первопрестольной, по свидетельствам очевидцев, лошади с повозками утопали в грязи по брюхо – ситуация, в общем-то, знакомая по Европе. Не мудрено, что при таком состоянии улиц в конце XVIII треть населения Москвы погибло от чумы. А реки Неглинная, Яуза и Москва были настолько загрязнены сливаемыми в них нечистотами, что уже не могло быть и речи о том, чтобы брать оттуда воду. С этого периода и ведет свою историю Мытищинский водопровод.

Надо было как-то решать вопрос санитарного состояния российских городов. Другими словами, возрождать городские канализации из небытия и модернизировать их с учетом возросшего за века населения. Произошло это скачкообразно. На пороге XX века только в 11 российских городах была канализация, к Революции – в 23. В Москве она существовала лишь в пределах Садового кольца. Централизованной подачи воды в дома тоже не было, лишь на площадях били фонтаны с питьевой водой.

Во многих городах канализация представляла собой бессистемно вырытые (иногда выложенные камнем или кирпичом, иногда крытые) канавы и коллекторы, которые, естественно, не справлялись со своими задачами. Нечистоты сливались в близлежащий водоем или овраг.

В Петербурге на одного жителя приходилось около 11 тонн помоев и нечистот в год. В теплое время года это все по ночам вывозилось на лодках и сбрасывалось в Финский залив, а зимой доставлялось на поля в качестве удобрения. В других городах обстановка была аналогичная. Это был тяжелый ручной труд. Мало того, что он не решал проблему санитарного состояния городов полностью, так еще и доставлял массу неудобств жителям.

Что же происходит на пороге нового века? В крупнейших городах начинается строительство или модернизация (как в Одессе) канализаций. И если в 1880-х гг. идет строительство общесплавных канализаций, то в начале XX века явное предпочтение отдается раздельной системе. Все чаще применяется очистка стоков посредством полей орошения (в Киеве после модернизации канализационной системы всего 4% сточных вод попадало в Днепр без очистки).

В наши дни типичная городская система канализации состоит из двух частей: ливневой канализации для отвода дождевых и талых вод в водоемы и центральной городской канализации для приема и очистки бытовых сточных вод, а также промышленных вод, поддающихся биологической очистке. Согласно требованиям нынешних санитарных норм, ливневые воды также должны подвергаться очистке.

Во многих городах изменения в градостроительной политике повлекли за собой перемены и в подходе к устройству канализационных систем. Для вновь осваиваемых территорий вводятся в эксплуатацию децентрализованные канализации со станциями аэрации производительностью 15—200 тыс. м3 в сутки. Возможно, этим будет ознаменован новый этап в развитии систем канализации.
 

Автор: Сергей Кульбака
Комментариев нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.