Мобильный этикет
«Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно?» - к дельному совету булгаковского Азазелло и сегодня стоит прислушаться. Ведь с тех пор, как сотовые телефоны обосновались в наших карманах и сумках, прошло не так уж много времени, но важность мобильного этикета уже признана во всем мире. Например, 2005 году департамент образования Южной Кореи даже инициировал включение в учебный план школьников курса по мобильному этикету. Кажется, такой предмет не помешал бы и некоторым взрослым.
Основные требования этикета мобильного общения просты и знакомы каждому - это вежливость и тактичность. Но сложность любого телефонного разговора заключается в том, что мы не видим собеседника, и поэтому должны быть более сосредоточенными и чуткими к его словам.
Всегда следует здороваться и представляться, дождавшись ответа на том конце трубки: если Вы звоните своему приятелю, достаточно будет назвать свое имя, если же звонок – деловой, или Вы незнакомы с адресатом, следует озвучить свое имя, фамилию и, при необходимости, место работы и должность.
Деловая беседа не должна продолжаться дольше 5-7 минут, поэтому прежде сформулируйте вопросы, которые Вы хотели бы прояснить. Если связь неожиданно прервалась, перезванивать должен инициатор звонка.
Не стоит беспокоить человека по рабочим вопросам в его свободное время, а именно до начала и после завершения официального рабочего дня, а также на выходные и праздники. На звонки личного характера эти правила не распространяются, но важно помнить о неэтичности звонков до 9 утра и после 22 вечера. При иных обстоятельствах обязательно извинитесь и спросите собеседника о возможности говорить с Вами.
Существует определенный перечень мест, где нельзя пользоваться мобильной связью: больницы, где установлено действующее оборудование жизнеобеспечения, самолеты, местности с потенциально взрывоопасной атмосферой или наличием высокочувствительных приборов.
Правила этикета ограничивают использование мобильного телефона в общественных местах – во время спектакля в театре, на лекции в институте. Если Вам важно не пропустить звонок, не забывайте отключать звук своего сотового, тогда он не потревожит и не отвлечет окружающих. Кстати, в знаменитой миланской опере "Ла Скала" принято сдавать мобильные телефоны в гардероб, и исключения не делаются даже для VIP-персон.
Дурным тоном будет и слишком громкий, а тем более некорректный сигнал мобильника – даже если Вам кажется забавным использовать в качестве рингтона неприличные фразы или отрывки песен, подумайте, оценит ли их Ваш работодатель или научный руководитель, если кто-нибудь позвонит Вам в их присутствии? Лучше выбрать такую мелодию, которая была бы приятна и не раздражала окружающих.
Невежливым считается громко разговаривать по телефону в присутствии других людей, тем более на личные темы – не принуждайте тех, кто оказался с Вами в одном автобусе, выслушивать обо всех перипетиях Ваших отношений с N. А обсуждая конфиденциальные деловые вопросы в присутствии посторонних, вы ставите под угрозу бизнес собственной компании.
Фотографировать незнакомцев, а также тайком записывать их разговоры на встроенный в мобильную трубку диктофон – верх неприличия! Если Вы считаете себя заправским папарацци, будьте готовы к тому, что такие действия очень не понравятся вашей «жертве».
А чтобы самому не стать жертвой, в частности, дорожно-транспортного происшествия, не разговаривайте по сотовому за рулем. На сегодняшний день этот запрет вступил в законную силу.
Помните о privacy – не пользуйтесь чужими мобильными телефонами и не передавайте номер третьим лицам без разрешения владельцев. Тем более непозволительно читать чужие sms-сообщения и просматривать записную книжку.
И последнее: приличным считается дожидаться ответа в течение 5 гудков. Как правило, во всех современных моделях телефонов предусмотрена функция сообщения о пропущенном звонке, поэтому, если Вам не ответили немедленно, не стоит повторять вызов бесконечно – ваш предполагаемый адресат обязательно перезвонит Вам, ведь он тоже соблюдает несложные правила мобильного этикета.