История Пасхи - история Церкви
На сегодняшний день весь христианский мир празднует Пасху. Пасха в переводе с еврейского «песах», обозначает «испытание». У древних иудеев изначально Пасха праздновалась по случаю Исхода евреев из Египта. В день воспоминаний об этих событиях совершалось ритуальное заклание.
Раннее христианство.
В раннем христианстве после пятидесятницы совершались литургии, сходные с иудейской Пасхой. Первоначально у христиан смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно. Так, в русском языке название дня недели «воскресенье» служит тому подтверждением.
Во 2-м веке нашей эры Пасха становится главным праздником у христиан, который празднуется эжегодно. Пасха становится богослужебным уставом Церкви и вероучительной стороной всего христианства.
Некоторое время спустя стали различаться традиции в разных Поместных Церквях. Явные различия были у ассирийских христиан, которые придерживались собственного календаря. «Пасхальный спор» возник так же между Римом, Малой Азией и Александрией. Александрийцы и азиаты, опираясь на писание апостола Иоанна Богослова, праздновали Пасху согласно иудейскому календарю. У них название христианской Пасхи произошло от названия иудейской Пасхи и в дальнейшем распространилось.
Западная Церковь, не испытывавшая влияния иудохристианства, праздновала Пасху ровно через неделю после иудейской. При этом Пасха должна была праздноваться в первое полнолуние после дня равноденствия.
В 160 году «восточный» священнослужитель епископ Смирны Поликарп отправляется к римскому епископу Аниките с целью договориться о том, чтобы праздновать Пасху одновременно. Однако договоренности достигнуто не было. Другой римский епископ Виктор отправляется в страны Палестины, Александрии, Галии, чтобы отказаться от «иудействующих», и чтобы праздновать Пасху по западным традициям. Раздор между Западом и Востоком смягчил Св. Ириней Леонский, сказав, что из-за традиций не стоит нарушать братского единства.
В это время иудеи в праздновании Пасхи перестают ориентироваться на созревание колосьев и переходят на лунный календарь. Эти изменения в еврейской Пасхалии отразились на праздновании Пасхи в Малой Азии, которые тоже праздновали Пасху 14 нисана.
В результате этого, в 325 году византийский император Константин Великий созывает Первый Вселенский собор епископов в городе Никее (Ницце). На Соборе решался вопрос о том, чтобы праздновать Пасху в один день, но никак не по иудейским правилам. В Риме в это время была создана Пасхалия, отличная от Александрийской и менее точная.
Некоторые свидетельства 4 века н. э. говорят о том, что Пасха праздновалась одновременно, как на Востоке, так и на Западе. Стали выделять седмицы. В 5 веке н. э. появилось собственно название праздника Пасхи. Далее дни Пасхи стали все отчетливее выделяться в богослужебном плане. Пасха стала называться «днем царя» или «праздником праздников».
Средние века и Новое время.
Спустя 5 веков, Рим принимает Пасхалию Востока. В 1582 году папа римский Григорий Тринадцатый вводит новые сроки празднования Пасхи. В связи со сменой астрономических дат, меняется весь календарь.
Теперь католическая Пасха праздновалась раньше иудейской и опережала православную Пасху в некоторые годы почти на целый месяц.
В 1923 году патриарх Константинополя Мелетий Четвертый провел Всеправославный конгресс, в котором приняли участие греческая, румынская и сербская православные церкви. На конгрессе был принят новоюлианский календарь, который был гораздо точнее григорианского. Однако Александрийская церковь и ряд других восточных церквей не посчитали нужным переходить на новый календарь. Русская и Сербская церкви пытались переменить календарь, но возвратились к старому, чтобы не сеять смуту в народе.
В 1948 году на Московском Совещании было решено праздновать Пасху и все другие переходящие праздники по Александрийской Пасхалии и по юлианскому календарю. Что же касалось не переходящих -то они должны праздноваться по календарю местной церкви.
Сегодня всецело по юлианскому календарю живут только Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская православные церкви. Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь. Остальные церкви празднуют все переходящие праздники по старому стилю. А непереходящие праздники-по новому.
В 1997 году на сирийском саммите в Алеппо было предложено праздновать единую Пасху всем христианским миром. Реформа даты празднования Пасхи была назначена на 2001 год. Однако, она не состоялась по причине не принятием ее всеми членами Совета.