Главная страница \  Карьера  \  Статьи \  Малый бизнес \  Развиваем свою компанию \  Исследование корпоративной кул...

Исследование корпоративной культуры своими силами - Часть 2

Увеличить

Как измерить неизмеримое?

Обсудив, что мы хотим измерить, необходимо поговорить и о том как именно это можно сделать. Для проведения подобных исследования используется стандартный арсенал методов и технологий социологических исследований. К ним относятся: фронтальный опрос, глубинные интервью, фокус группы, кабинетное исследование (изучение имеющихся материалов по интересующему нас вопросу), аналитический отчет, разработка комплекса мероприятий по результатам отчета.

Выбирая технологию проведения исследования, необходимо учитывать условия существующие в вашей компании (сроки, стоимость, настроения руководства, задачи исследования). В том случае если вы изучаете локальный вопрос или анализируете результаты конкретной программы, к исследованию могут быть привлечены отдельные группы сотрудников. Следует отметить, что инициатива сотрудников, их желание участвовать в исследовании напрямую связаны с их заинтересованностью в результатах. Можно выделить целый ряд случаев, когда организатору исследования не удается установить результативный контакт с участниками исследования.

Проблема обычно заключается в следующем:

  • сотрудники видят, что анкетирование (фокус-группа, интервью) не затрагивает актуальных для них проблем
  • сотрудники уверены, что проводимое исследование не сможет оказать влияние на решение весьма важных для них вопросов
  • сотрудники воспринимают проводимое исследование как инструмент, с помощью которого руководство пытается достичь только своих интересов
  • сотрудники сомневаются (либо не верят), что они получат обратную связь.

Многие специалисты, готовясь к исследованию, упускают одну важную деталь: сотрудников необходимо информировать о целях, задачах и результатах вашего исследования. Составляя информационную компанию в поддержку исследования, позаботьтесь о том, чтобы доходчиво и подробно объяснить как оно пройдет, чем вы развеете возможные опасения участников.

Вот несколько основных положений, с которыми вы можете обратиться к сотрудникам:

  • «Нам важно мнение каждого сотрудника, относительно событий в компании».
  • «Мы готовы выслушать вас и совместно разработать меры по преодолению проблем».
  • «Только все вместе, мы сумеем изменить ситуацию, ведь основа благосостояния компании — ее сотрудники».

Хотелось бы обратить внимание на то, что расхождений между заявленной открытостью и реальным отношением к мнению сотрудников быть не должно. Иначе само проведение исследования и его результаты окажутся под большим вопросом. Самым эффективным будет, если перед началом исследования вы подготовите и отправите руководителям, а затем сотрудникам специальные информационные письма, посвященные исследованию.

В таком письме должны быть описаны:

  • Цели и задачи проведения исследования.
  • Сроки и время проведения исследования, краткое описание исследовательских процедур.
  • Каким образом будут использоваться результаты.
  • Сообщение о том, что будет обеспечена конфиденциальность предоставляемой информации.
  • Адрес, по которому сотрудники могут задавать свои вопросы, касающиеся исследования.
  • Форма, в которой сотрудники получат обратную связь по результатам исследования (общее собрание, статья, он-лайн конференция с руководством).

Данная информация может быть размещена на информационных стендах, в корпоративных СМИ, на корпоративном портале и т. д. По завершению исследования вы должны довести до сотрудников основные результаты исследования и, если это возможно, описать дальнейший план работы.

Как подготовить отчет и представить итоги руководству компании?

Когда титанический труд по проведению исследования и обработке его результатов завершен, необходимо представить его в виде аналитического отчета. Собственно отчет, наглядно показывающий ситуацию в компании «как она есть», и анализирующий корпоративную среду по интересующим вопросам и есть квинтэссенция вашей работы. Разделите ваш отчет на блоки (разделы) согласно ключевым темам исследования. Представьте анализ ситуации в компании для всего коллектива, затем укажите особенности реакции той или иной группы (если такие особенности есть). Отдельно опишите ситуацию по подразделениям / филиалам, принимавшим участие в исследование.

Подготовленный отчет разошлите по электронной почте руководителям, всем или тем, кто должен получить его в первую очередь (Правление, Совет директоров и т. д.). Укажите адрес для обратной связи.

Можно предложить руководствоваться следующими правилами для подготовки отчета. Отчет должен быть красочным и убедительным. Составляя отчет, идите от общего к частному. То есть ваш документ должен начинаться с краткого резюме (1 страница) итогов исследования. Многие менеджеры даже не заглянут в ваш отчет далее первой страницы (к счастью или к сожалению, решать вам). Проиллюстрируйте отчет, т. к. люди лучше воспринимают информацию с обилием численных данных в виде диаграмм и графиков. Включите в отчет комментарии сотрудников, полученные на свободные вопросы, а комментарии сгруппируйте по смыслу и укажите все это в процентонм соотношении относительно общего числа. В качестве приложения включите в отчет расшифровку экспертных интервью с руководителями. Соберите вопросы менеджеров и подготовьте ваши ответы.

Подготовьте презентацию итогов исследования, которая должна занимать не более 12 — 15 минут, и содержать в себе следующие пункты:

  • Предпосылки, цели и задачи исследования.
  • Методы и технологии.
  • Аудитория исследования.
  • Основные результаты исследования (по ключевым темам).
  • Рекомендации и дальнейший план работы по направлению.

Такую презентацию уместно провести на очередном плановом собрании менеджмента компании (включающем средний и высший менеджмент).

Если такие собрания проходят не регулярно, согласуйте и организуйте отдельную встречу. Не забудьте о бронировании помещения с достаточным числом мест.

Нужна ли обратная связь с участниками и обсуждение результатов исследования?

После того, как вы подготовили отчет и успешно презентовали его руководителям компании, настало время выполнить свои обещания перед сотрудниками. Однако, как показывает практика, представлять сотрудникам полный отчет по результатам исследования, не всегда уместно. Во-первых, отчет может быть очень велик, и не подготовлен для чтения рядовым персоналом. Во-вторых, руководители компании не всегда желают предавать гласности проблемы, выявленные в ходе исследования. Наконец, остается такая проблема как утечка конфиденциальной информации за пределы компании, и об этом вы тоже должны помнить.

В таком случае можно порекомендовать подготовить статью на 1 — 2 страницы в которой, в легком и ненавязчивом стиле будут освещаться основные результаты исследования и описаны дальнейшие шаги, которые вы планируете предпринять. Полностью обойти вниманием существующие в компании проблемы и негативные комментарии сотрудников вам не удастся. Однако попробуйте преподнести эту информацию дипломатично, указывая на причины таких ответов и подготовленные вами решения.

Не забудьте поблагодарить сотрудников, и подчеркнуть, что без их активного участия, исследование просто не могло бы состояться. Пригласите сотрудников к участию в проектах по изменению / развитию корпоративной культуры и внутренних коммуникаций.

Вы провели огромную работу. Однако для того чтобы она не прошла даром, вы должны применить полученные знания о своей компании на практике. Главный инструмент в ваших руках — это различные мероприятия по развитию каналов коммуникации, коррекции корпоративной культуры и имиджа компании. И оптимальным итогом проведенного исследования станет создание (и последующая реализация) годового плана работы по вашему направлению.

Источник: grebennikon.ru
Автор: Анна Несмеева

Ссылки по теме

Исследование корпоративной культуры своими силами - Часть 1

Большинство специалистов по управлению персоналом согласны с утверждением, о том, что позитивный бренд работодателя и устойчивая корпоративная культура представляет собой неоценимый ресурс для эффективного управления персоналом.

Комментариев нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.